Одно окно
Официальные документы
Личный прием
Прямая телефонная линия
Обращения граждан и юрлиц
Единый день информирования
Аукционы
Общественные обсуждения
Гуманитарное сотрудничество
Комиссия по противодействию коррупции
Диалоговая площадка
26 апреля 2025
Перевозка любых грузов автомобильным транспортом может быть опасна сама по себе, а перевозка опасных грузов в цистернах значительно повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на дорогах. Одной из причин этого являются физико-химические свойства таких грузов, которые представляют серьезную дополнительную опасность, к тому же сам груз в цистерне из-за смещения во время движения значительно влияет на устойчивость и управляемость транспортного средства. Поэтому, в соответствие с требованиями Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 17.05.2021 № 35 (далее – Правила) автомобильные цистерны (автоцистерны), перевозящие опасные грузы, должны проходить обязательные периодические проверки и испытания (далее – проверки) на предмет соответствия требованиям безопасности перевозки опасных грузов.
Сектор инспекционного контроля (далее сектор ИК) Гомельского областного управления Госпромнадзора соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17020-2013(ISO/IEC 17020:2012, IDT), и может проводить проверки и испытания на предмет соответствия требованиям. Такие как, проверку типа конструкции, официальное утверждение типа, первоначальную, предэксплуатационную, периодическую, промежуточную, а так же внеплановую проверки (после ремонта с применение сварки). Проверки специалистами сектора ИК проводятся на территории Гомельского областного управления Госпромнадзора, а так же на территории заказчика при выполнении всех условий для проведения испытаний.
Сроки проведения проверок.
Периодическая проверка не позднее чем, через каждые 6 лет – для встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн и транспортных средств-батарей;
Промежуточная проверка не реже чем через каждые 3 года – для встроенных цистерн (автоцистерн), съемных цистерн и транспортных средств-батарей после первоначальной и каждой периодической проверки.
Справочно: промежуточные проверки могут проводиться в течение трех месяцев до или после указанной даты.
Внеплановая проверка проводится, если в результате ремонта, изменения конструкции или дорожно-транспортного происшествия надежность цистерны или ее оборудования могла снизиться.
Примерный объем работ необходимых выполнить экспертом при проведении проверок.
Как правило, проверка автоцистерны включает в себя:
проверка наличия эксплуатационной документации изготовителя на транспортное средство и технологическое оборудование;
внешний и внутренний осмотр цистерны;
гидравлическое испытание (испытание на герметичность);
проверка эксплуатационного оборудования.
Проверка наличия эксплуатационной документации (ЭД) изготовителя на транспортное средство и технологическое оборудование.
Эксперт обязан проверить наличие ЭД на транспортное средство и все технологичное оборудование (цистерна, запорная арматура, дыхательные клапана, донные клапана, блоки управления донными клапанами, насос и т.д.).
Перечень необходимой ЭД на специальное и технологическое оборудование, как правило, указан в руководстве по эксплуатации или паспорте автоцистерны. В случае отсутствия требуемой ЭД эксплуатация автоцистерны должна быть запрещена до разработки соответствующих дубликатов (восстановления) ЭД. Дубликаты ЭД могут быть запрошены у завода-изготовителя автоцистерны или разработаны проверяющими организациями.
Внешний и внутренний осмотр цистерны.
Экспертом должен быть выполнен полный визуальный осмотр внутренней части корпуса цистерны для выявления любого дефекта. Для этого необходимо провести зачистку цистерны, газоанализатором проверить безопасный уровень концентрации вредных веществ внутри цистерны. После этого демонтировать крышку заливной горловины цистерны, проникнуть внутрь цистерны (при необходимости демонтировать волнорезы) и произвести осмотр.
В ходе внешнего осмотра проверяется:
состояние цистерны на предмет наличия любого поверхностного дефекта и определения утечки;
состояние лакокрасочного покрытия;
крепление цистерны к шасси, крепление конструктивных элементов цистерны;
маркировка цистерны, наличие соответствующих знаков опасности клейм и надписей;
исправность заземляющих устройств.
Гидравлическое испытание (ГИ).
Одним из самых важных этапов проверок и испытаний автоцистерны является ГИ цистерны. ГИ проводится для проверки прочности и плотности цистерны в период ее эксплуатации. ГИ не может быть заменена другим видом испытаний (пневматическим), если иное не оговорено в действующих Правилах. До начала ГИ цистерна должна быть сухой и чистой, чтобы можно было обнаружить любую утечку. Если температура окружающей среды ниже 0ºС, то ГИ необходимо проводить в отапливаемом (теплом) помещении. В целях ГИ цистерна должна быть заполнена водой, герметично закрыта и, при помощи специальных приспособлений (гидропресс), необходимо создать требуемое избыточное давление воды (но не менее 1,3 раза превышающее максимальное рабочее давление). Как правило, цистерну выдерживают под избыточным давлением не менее чем 15 мин.
ГИ подвергается как цистерна в целом, так и каждый отсек (при их наличии). При проведении ГИ дыхательные клапана должны быть демонтированы, а отверстия для установки дыхательных клапанов - заглушены.
Считается, что цистерна не выдержала ГИ, если в течение испытаний выявлен один из нижеперечисленных дефектов:
утечка;
необоснованное падение давления во время испытаний;
остаточная деформация.
Проверка эксплуатационного оборудования (ЭО).
Проверка ЭО позволяет определить, соответствует ли ЭО и его маркировка требованиям технической документации и подходит ли оно для условий дальнейшей безопасной эксплуатации автоцистерны.
В ходе осмотра ЭО эксперт должен проверить:
все ли ЭО установлено на автоцистерне, правильно закреплено и функционирует в соответствие с требованиями технической документации изготовителя;
трубопроводы, клапаны, система охлаждения (отопления), уплотнительные прокладки проверяются на предмет коррозии, износа, утечки и т.п.;
состояние устройств для затяжки (фиксации) крышек люков, фланцевые соединения на предмет отсутствия или ослабления болтов или гаек;
проверить исправность и испытание дыхательного клапана цистерны на предмет правильности открытия при давлении срабатывания и последующего автоматического герметичного закрытия. Для этого дыхательный клапан необходимо установить на специальный испытательный стенд, отрегулировать, опломбировать при наличии места пломбирования.