Кластерный подход наилучшим образом зарекомендовал себя в мировой практике (на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из главных направлений политики по повышению конкурентоспособности регионов и национальных экономик).
Кластерная модель организации экономики как никакой другой механизм способна стимулировать развитие регионов. Процесс формирования кластеров, как показывает опыт других стран, является не только естественным, эволюционным процессом, но и процессом управляемым. В этой связи в последнее время в Беларуси стала активно формироваться кластерная политика.
Принципиальные ее основы заложены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2014 г. N 27 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»), и на этом пути уже есть первые успехи: в Витебской области формируется медико-фармацевтический кластер, в г. Минске − приборостроительный кластер, в Минском районе – инновационно-промышленный кластер в сфере энергосбережения.
Что такое кластер?
Кластер – совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости.
Основными категориями участников кластера являются:
-организации (индивидуальные предприниматели), специализирующиеся на профильных видах деятельности;
-организации (индивидуальные предприниматели), поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных организаций;
-организации, обеспечивающие функционирование транспортной, энергетической, инженерной, природоохранной и информационнотелекоммуникационной инфраструктуры;
-организации (индивидуальные предприниматели, предоставляющие соответствующие услуги) рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью);
-научные организации и учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего и последипломного образования; -некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;
-субъекты инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основные предпосылки кластерного развития в Республике Беларусь
Последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, благоприятной конкурентной среды; инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5 -го и 6 -го технологических укладов;
четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления отраслями национальной экономики (видами экономической деятельности) в направлении концентрации за отраслевыми органами государственного управления исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности.
На организации кластерного развития, как правило, возлагаются следующие функции
- Организация взаимодействия участников кластера между собой и обеспечение законных прав и общих интересов участников кластера в отношениях с государственными органами;
- организация разработки и выполнения кластерных проектов;
- организация разработки и выполнения стратегии развития кластера;
- организация управления и эксплуатация объектов специализированной инфраструктуры кластера в интересах всех участников кластера.