Как известно, логистика перевозок опасных грузов сопряжена с определенным риском и угрозой жизни и здоровья человека, состоянию окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, техники и других материальных ценностей.
Поэтому, любая деятельность, связанная с перевозкой опасных грузов, регулируется строгими правилами, условиями и ограничениями.
Однако, не смотря на определенные риски и угрозы, Европейским соглашением ДОПОГ, а также Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее по тексту – ДОПОГ) допускается перевозка опасных грузов с освобождениями (отступлениями) от установленных требований безопасности. Так, считается, что многие опасные грузы, упакованные в ограниченных или освобожденных количествах, или если максимальное количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает определенных расчетных значений ДОПОГ, то такие грузы представляет собой меньшую опасность и к их перевозке предъявляют менее жесткие требования. То есть, такие перевозки освобождаются от соблюдения большинства положений и ограничений ДОПОГ.
В настоящей статье рассмотрим особенности организации перевозок опасных грузов в упаковках на одной транспортной единице без превышения максимальных количеств, рассчитанных в соответствие с ДОПОГ.
Какое количество баллонов с кислородом и пропаном можно перевозить в транспортном средстве, чтобы такая перевозка не считались «перевозкой опасных грузов»? Можно ли водителю перевезти в автомобиле 10 ящиков растворителя, грунтовки и автомобильной краски, не имея на руках свидетельства о подготовке водителя для выполнения перевозки опасных грузов? Можно ли перевезти в машине фейерверки общей массой 3 т. без соблюдения положений ДОПОГ?
За последнее время довольно часто приходится слышать и отвечать на такие или аналогичные вопросы, особенно от индивидуальных предпринимателей и частных лиц. Чтобы на них ответить, необходимо обладать достаточными знаниями в области перевозки опасных грузов. Приобрести необходимые знания можно самостоятельно, изучив необходимые положения ДОПОГ (Правил по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь), на специальных учебных курсах, организованных учреждениями образования, или непосредственно обратиться за консультацией в Госпромнадзор.
Однако, к сожалению, на самостоятельное изучение положений ДОПОГ или учебу многим перевозчикам обычно не хватает терпения, времени, финансовых средств и т.д.
Поэтому, надеемся, что информация, изложенная в данной статье, поможет найти ответы на некоторые вопросы безопасности перевозки опасных грузов без окончания соответствующих учебных курсов и, в кратчайшие сроки.
Итак, на перевозку веществ и изделий (далее – опасные грузы) в упаковках не распространяется большинство положений ДОПОГ, если их максимальное количество, перевозимое на одной транспортной единице, не превышает определенных значений, выраженных в литрах или килограммах.
Для определения максимального количества опасных грузов в упаковках, перевозимых на одной транспортной единице, разработана таблица, которая представлена в п. 1.1.3.6.3. ДОПОГ (см. Приложение № 1).
Таблица состоит из трех колонок:
в первой колонке указана транспортная категория, к которой относится перевозимый опасный груз. При этом, порожняя неочищенная тара из-под веществ, отнесенных к транспортной категории «0», также относится к транспортной категории «0», а порожняя неочищенная тара из-под веществ, отнесенных к транспортным категориям 1, 2, 3 или 4, относится к транспортной категории «4».
Транспортную категорию, кроме таблицы, можно определить по колонке № 15 Таблица А «Перечень опасных грузов» *;
во второй колонке указаны, все опасные грузы, соответствующие данной транспортной категории. Причем, опасные грузы могут быть указаны как в виде конкретного вещества, например: ООН 1183 – «ЭТИЛДИХЛОРСИЛАН», так и в виде целых групп веществ (подклассов), например: группы А и О – «удушающие и окисляющие газы»;
и, наконец, в третьей колонке указано максимальное общее количество опасных грузов в упаковках, которое можно перевозить на одной транспортной единице без соблюдения основных положений ДОПОГ, выраженное в цифрах, означающих:
для изделий — массу брутто в килограммах (для изделий класса 1 массу нетто взрывчатого вещества в килограммах; для опасных грузов в механизмах и оборудовании, упомянутых в Таблице А «Перечня опасных грузов» * — общее количество содержащихся в них опасных грузов в килограммах или литрах в зависимости от конкретного случая);
для твердых веществ, сжиженных газов, охлажденных сжиженных газов и газов, растворенных под давлением — массу нетто в килограммах;
для жидкостей и сжатых газов — номинальную емкость сосудов в литрах.
* Таблица А «Перечень опасных грузов» размещена в Томе 1 Соглашения ДОПОГ Глава 3.2. и в Правилах по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь.
Рассмотрим примеры пользования табличными данными.
Пример № 1: Для заправки и ремонта техники, на место проведения весенне-полевых работ необходимо привезти: 4 двухсотлитровые бочки и четыре 20-литровые канистры с дизельным топливом (ООН № 1202).
Необходимо определить, можно ли перевезти данное количество опасного груза на одном транспортном средстве без соблюдения требований основных положений ДОПОГ?
Решение:
а) По таблице или колонке № 15 Таблицы А «Перечень опасных грузов» определяем транспортную категорию для топлива дизельного № ООН 1202 – 3 транспортная категория.
б) По третьей колонке таблицы определяем, что для третьей транспортной категории максимальное количество опасного груза в упаковках, на перевозку которого распространяются освобождения ДОПОГ, составляет 1000 литров.
в) Определяем общее количество перевозимого топлива в литрах: (4·200) + (4·20) = 800 + 80 = 880 литров, что меньше допустимого количества (1000 литров).
Вывод: Перевозку 4-х двухсотлитровых бочек и 4-х двадцатилитровых канистр с топливом дизельным можно перевозить с отступлениями от основных требований ДОПОГ.
Пример № 2:На транспортной единице перевозится двадцать два 40-литровых баллона с № ООН 1072 (кислород сжатый).
Необходимо определить, можно ли перевезти данное количество опасного груза с освобождениями от требований основных положений ДОПОГ?
Решение:
а) Аналогично примеру № 1, определяем транспортную категорию для вещества № ООН 1072 – 3 транспортная категория.
б) Определяем единицы измерения: для сжатых газов — номинальная вместимость сосудов в литрах.
в) По колонке 3 таблицы определяем максимальное количество опасного груза в упаковках, на перевозку которого распространяются освобождения ДОПОГ для транспортной категории «3». Для опасных грузов транспортной категории 3 максимальное общее количество опасных грузов на транспортную единицу составляет 1000 литров.
г) Определяем максимальное количество баллонов с кислородом сжатым, перевозку которых можно осуществлять в «льготных условиях». Для этого максимальное количество опасного груза в упаковках, на перевозку которого распространяются освобождения ДОПОГ для транспортной категории «3» литров, делим на номинальную вместимость одного баллона в литрах: 1000/40 = 25 баллонов.
То есть, на перевозку 25 баллонов с № ООН 1072 в одной транспортной единице, распространяются освобождения ДОПОГ. По заданию необходимо перевезти 22 баллона, что меньше чем максимально допустимое.
Вывод:Перевозка 22 баллонов с кислородом, сжатым № ООН 1072 может осуществляться без соблюдения основных положений ДОПОГ.
Пример № 3: На одной транспортной единице перевозится: один барабан с № ООН 1073 (кислород охлажденный жидкий), содержащий 150 кг (масса нетто) кислорода; десять 40-литровых баллонов с № ООН 1072 (кислород сжатый) и пять 40-литровых баллонов с № ООН 1066 (азот сжатый).
Необходимо определить, можно ли перевезти данное количество опасного груза с освобождениями от требований основных положений ДОПОГ?
Решение:
а) Определяем транспортную категорию каждого опасного груза:
Наименование опасного груза
|
Транспортная категория
|
Кислород охлажденный жидкий № ООН 1073
|
3
|
Кислород сжатый № ООН 1072
|
3
|
Азот сжатый № ООН 1066
|
3
|
Все перевозимые опасные грузы относятся к одной транспортной категории.
б) Определяем единицы измерения:
для сжатых газов – номинальная вместимость сосудов в литрах;
для охлажденных сжиженных газов – масса нетто в килограммах.
в) Определяем максимальное общее количество перевозимых в одной транспортной единице опасных грузов в упаковках для транспортной категории «3» - 1000.
г) Определяем, общее количество перевозимых опасных грузов:
Наименование опасного груза
|
Количество перевозимого опасного груза
|
Итого
|
Кислород охлажденный жидкий
№ ООН 1073
|
1 барабан, содержащий 150 кг.
|
150
|
Кислород сжатый № ООН 1072
|
10 баллонов по 40 литров.
|
400
|
Азот сжатый № ООН 1066
|
5 баллонов по 40 литров
|
200
|
Общее количество опасных грузов
|
150+400+200 = 750.
|
Вывод: На перевозку вышеуказанных опасных грузов распространяются освобождения ДОПОГ, так как их общее количество (750) не превышает максимального количества опасных грузов, перевозимых на одной транспортной единице, установленного для 3 транспортной категории (1000).
Мы рассмотрели ряд примеров, когда перевозимые опасные грузы относятся к одной и той же транспортной категории. А как быть, если, перевозимые опасные грузы относятся к разным транспортным категориям?
Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, то сумма (Σ):
количества веществ и изделий, отнесенных к 1транспортной категории, умноженного на «50»;
количества веществ и изделий с № ООН 0081, 0082, 0084, 0241, 0331, 0332, 0482, 1005, 1017, умноженного на «20»;
количества веществ и изделий, отнесенных к 2транспортной категории, умноженного на «3»; и
количества веществ и изделий, отнесенных к 3транспортной категории не должно превышать рассчитанное значения «1000».
Σ ((ОГ1 · 50) + (ОГ №ООН · 20) + (ОГ2 · 3) + ОГ3) ≤ 1000, где:
ОГ1 – общее количество опасных грузов, отнесенных к 1-й транспортной категории;
ОГ № ООН - опасные грузы ООН №№ 0081, 0082, 0084, 0241, 0331, 0332, 0482, 1005, 1017;
ОГ2 – общее количество опасных грузов, отнесенных ко 2-й транспортной категории;
ОГ3 – общее количество опасных грузов, отнесенных к 3-й транспортной категории.
*Для справки: При расчете не учитываются сумма опасных грузов, освобожденных от действия ДОПОГ (см. п.п. 1.1.3.1 а), b) и d)-f); 1.1.3.2. -1.1.3.5, 1.1.3.7, 1.1.3.9. и 1.1.3.10 ДОПОГ), а также опасные грузы, отнесенные к 4транспортной категории.
В условии Примера № 1 настоящей статьи 4 канистры с дизельным топливом, заменим на 4 канистры с бензином автомобильным.
Необходимо определить, можно ли перевезти 4 двухсотлитровые бочки с дизельным топливом (ООН № 1202) и четыре 20-литровые канистры с бензином автомобильным (№ ООН 1203) с освобождениями от требований основных положений ДОПОГ?
Решение:
а) Определяем транспортную категорию и максимальное количество опасного груза на одну транспортную единицу для каждой транспортной категории:
Наименование опасного груза
|
Транспортная
категория
|
Максимальное количество опасного груза на одну транспортную единицу
|
Бензин автомобильный № ООН 1203
|
2
|
333
|
Топливо дизельное № ООН 1202
|
3
|
1000
|
б) Определяем, не превышает ли общее количество каждого перевозимого опасного груза, максимально допустимых значений в отношении установленных для них транспортных категорий:
Наименование перевозимого опасного груза
|
Общее количество, выраженное в литрах
|
Вывод
|
Бензин автомобильный № ООН 1203
|
4·20 = 80 л.
|
80 <333
(не превышает)
|
Топливо дизельное № ООН 1202
|
4·200 = 800 л.
|
800 <100
(не превышает)
|
в) Используя вышеуказанную формулу, определяем общее количество перевозимых опасных грузов на одну транспортную единицу:
Σ (ОГ1 · 50) + (ОГ №ООН · 20) + (ОГ2 · 3) + ОГ3) = (0 ·50) + (0 ·20) + (80 ·3) +800 =
= 0 + 0 + 240 + 800 = 1040 л.
Вывод: На перевозку вышеуказанных опасных грузов не распространяются освобождения ДОПОГ, так как их общее количество (1040) превышает максимально рассчитанное значение на одну транспортную единицу (1000).
Пример № 4:На транспортной единице перевозится: пять 40 литровых баллонов с № ООН 1049 (водород сжатый), один 12-ти литровый баллон с сероводородом ООН №1053 и один барабан с № ООН 1073 (кислород охлажденный жидкий), содержащий 150 кг (масса нетто) кислорода.
Необходимо определить, можно ли перевезти данное количество опасного груза с освобождениями от требований основных положений ДОПОГ?
Решение:
а) Определяем единицы измерения, транспортную категорию и максимальное количество опасного груза на одну транспортную единицу для каждой транспортной категории:
Наименование опасного груза
|
Единица измерения
|
Транспортная
категория
|
Максимальное количество опасного груза на одну транспортную единицу
|
Кислород охлажденный жидкий № ООН 1073
|
Килограммы
|
3
|
1000
|
Водород сжатый № ООН 1049
|
Литры
|
2
|
333
|
Сероводород № ООН 1053
|
Литры
|
1
|
20
|
б) Определяем, не превышает ли общее количество каждого перевозимого опасного груза, максимально допустимых значений в отношении установленных для них транспортных категорий:
Наименование перевозимого опасного груза
|
Общее количество, выраженное в литрах (кг.)
|
Максимально допустимое количество в отношении его для транспортной категории
|
Вывод
|
Кислород охлажденный жидкий
№ ООН 1073
|
1·150 кг. = 150 кг.
|
1000
|
150 <1000
(не превышает)
|
Водород сжатый № ООН 1049
|
5·40 л. = 200 л.
|
333
|
200 <333
(не превышает)
|
Сероводород № ООН 1053
|
1·12 л. = 12 л.
|
20
|
12 <20
(не превышает)
|
в) Используя вышеуказанную формулу, определяем общее количество перевозимых опасных грузов на одну транспортную единицу:
Σ (ОГ1 · 50) + (ОГ №ООН · 20) + (ОГ2 · 3) + ОГ3) = (12 ·50) + (0 ·20) + (200 ·3) +150 =
= 600 + 600 + 150 = 1350.
Вывод: На перевозку вышеуказанных опасных грузов не распространяются освобождения ДОПОГ, так как их общее количество (1350) превышает максимально рассчитанное значение на одну транспортную единицу (1000).
Транспортная категория
|
Вещества или изделия Группа упаковки или классификационный код/группа
или № ООН
|
Максимальное общее количество на транспортную единицу
|
1
|
2
|
3
|
0
|
Класс 1:
|
1.1А/1.1L/1.2L/1.3L и № ООН 0190
|
Класс 3:
|
№ ООН 3343
|
Класс 4.2:
|
Вещества, отнесенные к группе упаковки I
|
Класс 4.3:
|
№ ООН 1183, 1242, 1295, 1340, 1390, 1403, 1928, 2813, 2965, 2968, 2988, 3129, 3130, 3131, 3134, 3148, 3396, 3398 и 3399
|
Класс 5.1:
|
№ ООН 2426
|
Класс 6.1:
|
№ ООН 1051, 1600, 1613, 1614, 2312, 3250 и 3294
|
Класс 6.2:
|
№ ООН 2814 и 2900
|
Класс 7:
|
№ ООН 2912–2919, 2977, 2978 и 3321–3333
|
Класс 8:
|
№ ООН 2215 Ангидрид малеиновый расплавленный
|
Класс 9:
|
№ ООН 2315, 3151, 3152 и 3432 и приборы, содержащие такие вещества или смеси, а также порожняя неочищенная тара, за исключением тары под № ООН 2908, содержавшая вещества, отнесенные к этой транспортной категории
|
|
0
|
1
|
Вещества и изделия, отнесенные к группе упаковки I и не входящие в транспортную категорию 0, а также вещества и изделия следующих классов:
|
Класс 1:
|
1.1B–1.1Jа /1.2B–1.2J/1.3C/1.3G/1.3H/1.3J/1.5Dа
|
Класс 2:
|
группы T, TCа, TO, TF, TOC и TFC аэрозоли: группы С, СО, FC, T, TF, TC, TO, TFC и TOC
|
Класс 4.1:
|
№ ООН 3221–3224 и 3231–3240
|
Класс 5.2:
|
№ ООН 3101–3104 и 3111–3120
|
|
20
|
2
|
Вещества и изделия, отнесенные к группе упаковки II и не входящие в транспортную категорию 0, 1 или 4, а также вещества и изделия следующих классов:
|
Класс 1:
|
1.4B–1.4G и 1.6N
|
Класс 2:
|
группа F аэрозоли: группа F
|
Класс 4.1:
Класс 4.3:
Класс 5.1:
|
№ ООН 3225–3230, 3531 и 3532
№ ООН 3292
№ ООН 3356
|
Класс 5.2:
|
№ ООН 3105–3110
|
Класс 6.1:
|
№ ООН 1700, 2016 и 2017 и вещества и изделия, отнесенные к группе упаковки III
|
Класс 9:
|
№ ООН 3090, 3091, 3245, 3480 и 3481
|
|
333
|
3
|
Вещества и изделия, отнесенные к группе упаковки III и не входящие в транспортную категорию 2 или 4, а также вещества и изделия следующих классов:
|
Класс 2:
|
группы A и O аэрозоли: группы А и О
|
Класс 3:
|
№ ООН 3473
|
Класс 4.3:
|
№ ООН 3476
|
Класс 8:
|
№ ООН 2794, 2795, 2800, 3028 и 3477
|
Класс 9:
|
№ ООН 2990 и 3072
|
|
1 000
|
4
|
Класс 1:
Класс 2:
Класс 3:
|
1.4S
№ ООН 3537-3539
№ ООН 3540
|
Класс 4.1:
|
№ ООН 1331, 1345, 1944, 1945, 2254, 2623 и 3541
|
Класс 4.2:
Класс 4.3:
Класс 5.1:
Класс 5.2:
Класс 6.1:
|
№ ООН 1361 и 1362, группа упаковки III и № ООН 3542
№ ООН 3543
№ ООН 3544
№ ООН 3545
№ ООН 3546
|
Класс 7:
Класс 8:
|
№ ООН 2908–2911
№ ООН 3547
|
Класс 9:
|
№ ООН 3268, а также неочищенная порожняя тара, содержавшая опасные грузы, за исключением грузов, отнесенных к транспортной категории 0
|
|
Не ограничено
|
**Для № ООН 0081, 0082, 0084, 0241, 0331, 0332, 0482, 1005 и 1017 максимальное общее количество на транспортную единицу составляет 50 кг.
|