При выполнении сельскохозяйственных, строительно-монтажных работ вблизи воздушных линий электропередачи на металлических корпусах машин и механизмов могут находиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической индукцией.
Особенно опасно соприкосновение машины непосредственно с проводом воздушной линии электропередачи. Это возможно при работе машины под данными линиями электропередачи или при приближение машины на недопустимо близкое расстояние к проводу, обрыв провода и его падение на машину или наезд машины на оборванный провод.
Производственный электротравматизм с лицами неэлектротехнического персонала от соприкосновения с проводами воздушных линий электропередачи возникает в основном в результате незнания ими элементарных требований правил безопасного производства работ в охранных зонах ВЛ.
Так, 11.08.2020 водитель автомобиля марки МАN производил выгрузку щебня на площадке для стоянки автотранспортной техники. После выгрузки начал движение с неопущенным кузовом полуприцепа по площадке в сторону выезда, расположенного на расстоянии 10 метров от оси ВЛ 10кВ, и задел нижний провод с последующим его обрывом. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля попал под напряжение прикосновения, в результате чего водитель был травмирован электрическим током.
19.08.2020 индивидуальный предприниматель на личном автомобиле марки МАЗ произвел выгрузку зерна с кузова полуприцепа на площадку складирования и хранения зерна на территории филиала «Тепливоды» ОАО «Птицефабрика «Дружба». После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, начал движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ 10 кВ. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.
01.09.2020 в г. Гомеле водитель автомобиля МАЗ 5551 строительного треста установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При выгрузке речного песка (подъеме кузова) в охранной зоне ВЛ-10кВ приблизился и зацепил провод ВЛ-10кВ, в результате произошел его обрыв. Водитель успел покинуть автомобиль, прежде чем произошло возгорание автомобиля.
04.09.2020 водитель автомобиля МАЗ 55-16 осуществлял разгрузку ПГС для местного жителя д. Войновичи в охранной зоне ВЛ-10кВ. После разгрузки автомобиля, водитель вышел из кабины для очистки кузова, заметив дымление задних колес, сделал попытку забраться в кабину автомобиля. При приближении к кабине попал под действие напряжения и был смертельно травмирован электрическим током.
03.08.2021 при производстве работ комбайном, принадлежащим ОАО «Новогородищенское», в пролетах опор №91-№92 ВЛ-10кВ вследствие повреждения ВЛ-10кВ (срыв изолятора фазы «А» со штыревого крепления траверсы на опоре №92) произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам ВЛ-10кВ и попадание под действие электрического тока помощника комбайнера.
В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятия, в ведении которого находятся эти сети, запрещается: осуществлять всякого рода погрузочно-разгрузочные, землечерпательные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы, осуществлять добычу рыбы, совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5м.
Филиал Госэнергогазнадзора по Гомельской области