Одно окно
Официальные документы
Личный прием
Прямая телефонная линия
Обращения граждан и юрлиц
Единый день информирования
Аукционы
Общественные обсуждения
Гуманитарное сотрудничество
Комиссия по противодействию коррупции
Диалоговая площадка
Кластерный подход наилучшим образом зарекомендовал себя в мировой практике (на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из главных направлений политики по повышению конкурентоспособности регионов и национальных экономик).
Кластерная модель организации экономики как никакой другой механизм способна стимулировать развитие регионов. Процесс формирования кластеров, как показывает опыт других стран, является не только естественным, эволюционным процессом, но и процессом управляемым. В этой связи в последнее время в Беларуси стала активно формироваться кластерная политика.
Принципиальные ее основы заложены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2014 г. N 27 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»), и на этом пути уже есть первые успехи: в Витебской области формируется медико-фармацевтический кластер, в г. Минске − приборостроительный кластер, в Минском районе – инновационно-промышленный кластер в сфере энергосбережения.
Что такое кластер?
Кластер – совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости.
Основными категориями участников кластера являются:
Основные предпосылки кластерного развития в Республике Беларусь
Последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, благоприятной конкурентной среды; инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5 -го и 6 -го технологических укладов;
четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления отраслями национальной экономики (видами экономической деятельности) в направлении концентрации за отраслевыми органами государственного управления исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности.
На организации кластерного развития, как правило, возлагаются следующие функции