Одно окно
Официальные документы
Личный прием
Прямая телефонная линия
Обращения граждан и юрлиц
Единый день информирования
Аукционы
Общественные обсуждения
Гуманитарное сотрудничество
Комиссия по противодействию коррупции
Диалоговая площадка
ДИКУН Владимир Пантелеевич
ДИКУН Владимир Пантелеевич, участник Великой Отечественной войны, летчик, командир звена, лейтенант, погиб в 1942 году, останки обнаружены в ходе проведения поисковых работ в Российской Федерации, перезахоронен в 2015 году.
Лейтенант Дикун Владимир Пантелеевич
Родился 13 июня 1913 года в Белорусси в с.Новая Корма Жлобинского района.
С детства мечтал стать летчиком.
В возрасте двадцати двух лет (1935 год) работал мотористом в 40авиабригаде.
В 1937 году окончил с отличием Витебскую аэрошколу, в 1939 году-Одесскую
Военно – авиационную школу пилотов.
С 1939 года по 1941 год служил в 64 авиаэскадрильи ПриВо, вначале младшим летчиком, затем
старшим летчиком.
Приказом ПриВО №0306 от04.07.1941г. назначен на должность командира звена 64 отд. разведывательной авиаэскадрильи 606 штурмового авиаполка.
С 07.10.1941г по 07.12.1941г воевал в составе 77 САД 606ЛБАП, участвовал в битве за Москву.
В 1942 году воевал на Западном фронте, а в мае 1942г. в составе 214 ШАД, 606 ШАП.
Летал на самолетах У2,П-5, ИЛ-2. Всего было сделано 36 боевых вылетов, общий налет-463 часа,
на ИЛ-2-10,5 часов.
02.06.1942 года после выполнения боевого задания и по возвращении на аэродром был сбит миной противника в 5-6 км юго-восточнее д.Ключики Угранского района ( по данным ЦАМО).
По свидетельствам боевых товарищей, у самолета оторвало крыло и он мгновенно упал в болото.
Рассказ Андрея Романова, жителя Калужской области, для которого вернуть имя летчика из небытия стало, в некотором роде, одной из главных целей в его жизни.
Писать за деда или отца даже не стану и пытаться - возможно в их изложении все события приобрели бы иной смысл и иную последовательность. Поэтому здесь лишь увиденное и услышанное мной, такая семейная легенда, которая, как любая другая легенда, с годами шлифуется и где-то лукавит, но разве только в деталях, но не по сути.
Когда война откатились от наших мест, здесь мало что осталось. Леса, болота и железо. Немного жителей, голод и усталость. Уцелевшим мужчинам колхозный председатель назначал жён лично. Да, именно так. Надо было создавать семьи, строить дома и рожать детей. Так появилась наша семья. Срубили пятистенок, и даже корову правление нашло возможность выдать, вернулась из концлагеря сестра бабушки. Жизнь временами сильнее железа.
Дед часто уходил на охоту со старой одностволкой 16 го калибра и латунными патронами, которые хороши были тем, что допускали многоразовое использование. Плащ, телогрейка и на пару суток в лес. Тогда ещё стоял он, боровой, столетний на многие километры вокруг тех мест. Так вот, буднично, в один из дней появился в его, и уже позже в нашей жизни, самолёт. Дед списал номер с крыла и отправил его в районный военкомат, но там промолчали, оно понятно - поля окрестные белели костями, в болота и вовсе забредать не стоило. Шёл 1968 год.
Дед умер за девять лет до моего рождения, ему было 48, пережить войну и умереть на сенокосе от остановки сердца, справедливостью это никак не назовешь. Но жизнь продолжалась.
Отца он привёл к самолёту, когда тому было 14. Вместе они хоронили останки пилота - кости и половину челюсти, все, что нашлось на поверхности. Без крестов, без звёзд, просто под берёзой.
Отец служил в армии, потом заканчивал Бауманский. Куратор университетской группы, узнав про самолет и летчика, вызвалась помочь с установлением личности через КГБ, отчёты в который она регулярно предоставляла. Отцу дали два дня для поездки на родину, вручили казённый фотоаппарат. Не знаю, что стало с номерами в КГБ, и попали ли они туда вообще, но снимки самолёта участвовали в университетской выставке "Они сражались за Родину".
Потом самолёт взорвали. В уцелевшую бронекабину заложили реактивный снаряд, разожгли костёр и война вновь не оставляла штурмовик. Это были местные мальчишки. Вторым РС-ом решено было подорвать лёд на озере. Лёд выдержал. А вот самолет- нет. Отец всыпал тем, кого смог найти, но дело было сделано.
Самолёт лежал в весеннем ручье, когда я восьмилетний, с мокрыми ногами, впервые дошёл до него. Отец пальнул в воздух и сказал - смотри, вот он. Лёгкое разочарование - а где же гордая машина, повисшая на лианах, здесь же только груда обломков. Но вот я осматривают пушку в крыла и тащу из торфа стойку шасси с удивительно целым колесом. И конечно разговоры о пилоте, отец уже не очень верил, что удастся докопаться до истины.
Так незаметно подкрались 90-е. Все пошло на слом, торфопредприятие закрыли, посёлок оставили доживать. Ушлые местные, у которых ни желания, ни возможности уехать не было, сдавали лисички, били рыбу, воровали лес - выживали как умели, ну и пили, все, что горит, естественно. Самолёту тоже досталось - весь доступный к разграблению дюралюминий перекочевал из леса в пункт приёма металла.
Я ещё несколько раз был на самолёте за эти годы, собирал детали, писал в проект "Крылья Победы", пару раз имел беседы с поисковыми отрядами, как-то раз один командир такого отряда угрожал мне уголовным кодексом. Но мне совершенно не хотелось подвести отца и деда, просто выдав координаты места падения тем, кто хотел на этом заработать.
Теперь есть большая надежда на то, что лётчик вернётся из полёта, хотя бы памятью о себе и о той войне. Дед вот только не дожил. Но жизнь продолжается.
В марте 2015 года, в ходе разведвыезда в район д. Зайцева Гора, Калужской области, была проведена проверка информации, поступившей в Поисковый Отряд «Зеленая Верста» ранее, о нахождении в лесу на болоте обломков самолета, упавшего во время Великой Отечественной Войны.
Сергеев Сергей (заместитель командира Московского поискового отряда Зеленая верста)-март 2015года:
Два сотрудника Отряда и волонтер Отряда из местных жителей добрались, пару раз заблудившись, по весеннему лесу и болотам до места падения. В поисках участвовал и Андрей Романов.
Из рассказов мы знали, что впервые самолет обнаружили в 1968 году, самолет лежал в ручье, двигателя, одного крыла не было, останки летчика, те, что нашли на поверхности, захоронили неподалеку. Попытки установить имя летчика успехом не увенчались. В 90-х годах самолет растащили на цветной металл, а кабину взорвали. Из воспоминаний, человека, нашедшего самолет первым, следовало, что это был двухместный штурмовик ИЛ-2, который предположительно упал зимой.
Мы увидели на поверхности остатки бронекорпуса и много деталей самолета, в том числе и стащенных в кучи. Металлодетектор показывал наличие многочисленных осколков в окружающем болоте. По гильзам установлено, что самолет был укомплектован БК 1942 года выпуска.
Осмотрели место падения, сфотографировали детали и двинулись в обратный путь, так как уже темнело.
Начались поиски. Исходя из предположения, что это двухместный штурмовик, поиски велись по 1943 году и позже (боевое применение 2-х местных ИЛ началось с конца 1942 года). Подходящих данных по самолетам за этот период не нашли.
В июне наткнулись на данные о потере в сентябре 1942 года в указанном районе трех одноместных штурмовиков ИЛ-2. По немецким данным, один из штурмовиков был сбит примерно в тысяче метров от найденных остатков самолета.
Было принято решение еще раз провести разведку, уже более тщательную и детальную, целью которой было установить модель самолета и, быть может, найти какие-нибудь сохранившиеся номера.
Учитывая труднодоступность места, планировалась экспедиция малыми силами, основной задачей которой было понять, сможем ли мы найти там что-либо, что поможет установить имя летчика, имеет ли смысл ставить там Вахту Памяти. Состоялась она 17-20 сентября 2015 года.
В ходе опроса местного населения выяснилось, что о самолете знают многие. Несколько человек утверждали, что захоранивали останки пилотов или пилота.
На удивление, в связи с сухой погодой, удалось проехать почти до места падения, не доезжая метров 600-700. Ни ручья, ни болота не оказалось там, где они были, все пересохло, что значительно облегчило работу.
Начали с визуального осмотра. Привязались по месту, начали копать. Нашли номер на броне, шильд с номером на крыле, номер на шасси, ухо от шлемофона, элементы парашютной подвески, приборы, множественные осколки кратера двигателя и кучу навесного. Кроме того броня и куски обшивки. Самого двигателя не обнаружили, как и предполагалось. Нашли с десяток разных номеров, в их числе - два четких шильда, идеальные номера на частях двигателя и стойки шасси.
Прозвонили и плотно взрыли участок примерно 30х100 метров. Обошли и точечно прокопали площадь раз в 10 больше. Прокопали толстые березы в поисках останков (безрезультатно). Подняли несколько десятков килограммов цветмета кусочками, размером от нескольких квадратных сантиметров, а также несколько сот килограммов черного металла (бронеплит в основном).
По возвращении в Москву сообщили о находке коллегам, на специализированных ресурсах опубликовали найденные номера и фотографии частей самолета. Особую надежду возлагали на могнето двигателя с четким номером.И наша надежда оправдалась с совершенно невероятной скоростью и результатом!
Буквально на следующий день удалось установить, имя пилота Дикун В.П., который воевал и погиб на самолете с таким номером двигателя. Более того, на том же ресурсе внучка пилота разыскивала информацию о судьбе своего деда.
Самолет Дикуна В.П. обнаружен на границе Смоленской и Калужской области недалеко от п.Калуговский. Координаты падения самолета:N54⁰33.3916‘ E34⁰25.0432‘
Сошлось все, и район падения самолета, и то, что летчики, возвращавшиеся с боевого задания, видели, как самолету Дикуна В.П. оторвало крыло, а мы на месте падения не обнаружили остатков одного крыла, сошелся и номер двигателя.
Работы по поиску дополнительных номеров с самолета Дикуна В.П. ведутся в архивах.
Принято решение о выезде Отряда на место падения в период с 9 по 12 октября с целью розыска и эксгумации останков Дикуна В.П., для последующей передачи родственникам и захоронения на Родине.
Так же планируется розыск не найденных частей самолета, установка памятного знака на месте гибели лейтенанта Дикуна Владимира Пантелеевича, 13 июня 1913 года рождения, уроженца Белоруссии, с. Новая Корма Жлобинского района.
Верим, что этот выезд позволит поставить точку в окончании Великой Отечественной Войны для пилота штурмовика, не вернувшегося с боевого задания в июне 1942 года.
Из акта передачи 606 шап в состав 214 шад 18.5.1942.
Полк укомплектован инструкторами школ имеющих боевой опыт в ночной бомбардировочной авиации на самолете Р-5. На Ил-2 боевого опыта не имеют.
- командир звена Дикун В.С. окончил Одесскую ВАШ в 1938 году, летал на У-2, Р-5 и Ил-2 36 боевых вылетов, общий налет 463 часа, в т.ч. на Ил-2 10,5 часов.
В полку на 20.5.42 20 Ил-2. в т.ч. седьмой серии: (187) 0907, 0407, 2307, 2707, 1907, 1007.
Полк перебазировался на оперативный аэродром д . Полошково Калужской области 31.5.42, к боевой работе приступил 2.6.42.
Сведения о потерях 214 шад с 20.5.42 по 7.6.42
... 2.6.42 дер. Ключики 15 км сев. Милятино сбит ЗП пр-ка боевая потеря 606 шап лейтенант Дикун Ил-2 №1870107, мотор № 1239, налет самолета 17 часов 13 минут.
Останки летчика были обнаружены и эксгумированы на месте падения самолета
Московским поисковым отрядом " Зеленая верста",
при участии внучки и правнучки летчика Бурухиных Анны и Екатерины 12.10.2015г. На месте падения самолета установлен памятник, сделанный из шасси самолета и памятная табличка.
Останки Дикуна В.П. захоронены на родине в г. Жлобине Гомельской области рядом с могилой его жены 12.11.2015 года. Дочь летчика Сафонова Людмила Владимировна наконец-то дождалась своего отца с войны.
В поисках летчика и сборе информации принимало огромное количество неравнодушных людей : сотрудники Московского поискового отряда "Зеленая верста, сотрудники поисковых отрядов "Витязь" и "Набат"Смоленской области , поискового отряда "Надежда" (Коломна, Московской области), по крупицам собирали данные участники форумов "Смолбатл" и "Тризна", проводилась работа в ЦАМО. Только благодаря усилиям всех этих людей удалось добиться результата!
Немного истории
1941 год «Авиация в битве под Москвой» А.Г.Федоров
,,,По соседству с полком Витрука действовал 606-й легкобомбардировочный авиационный полк, в котором насчитывалось 20 самолетов Р-5. 6 октября полк вошел в состав 77-й авиационной дивизии ВВС Западного фронта и с 7 октября по 11 ноября наносил удары ночью по мостам и переправам через реки Угра, Ока и Протва. Летчики уничтожали танковые, артиллерийские и пехотные части, вели воздушную разведку для установления интенсивности подвоза войск и техники противника по шоссейным, железным и грунтовым дорогам, устанавливали сосредоточение войск противника. Полк нанес также ночной бомбардировочный удар по аэродрому Баево. Только за один месяц было [127] произведено более 800 ночных и дневных боевых вылетов и сброшено на врага 7 тыс. бомб разного калибра, 900 тыс. листовок и 600 зажигательных бомб. В результате этих ударов уничтожено и повреждено 38 танков, до 90 автомашин с боеприпасами и живой силой, 3 батареи зенитной артиллерии, 2 самолета, 7 железнодорожных составов, разрушено 4 моста, 9 переправ, выведен из строя штаб крупного соединения{64}. В последующем полк был перевооружен самолетами Ил-2 и переименован в 606-й штурмовой авиационный полк.
Авиационный полк особого назначения. О подвиге лётчиков рассказывает экспозиция музея Яковлевской школы
В школьном историко-краеведческом музее Яковлевской школы собран материал по истории нашей страны, деревни Яковлево и школы. Большая часть экспозиций музея посвящена истории 606-го штурмового авиационного ордена Кутузова III степени полка. Это и документы, и фотографии, и личные вещи лётчиков.
На территории сельского поселения Десёновское находятся могилы двух лётчиков этого полка, за которыми ухаживают ученики нашей школы. Под руководством ветерана Вооруженных сил, жителя нашего поселения Алексея Васильевича Рожкова ребята занимаются поисковой работой по раскрытию страниц боевой истории полка.
История полка начинается в ночь с 3 на 4 октября 1941 года, когда из преподавателей, стрелков-бомбардиров, лётчиков-инструкторов и курсантов Ярославской школы был создан авиаполк особого назначения - Ярославский лёгко-бомбардировочный ночной полк. Шестого октября полк перелетел в Московскую область сначала на аэродром Липицы, а на следующий день - на аэродром Власьево, получил армейский номер 606 ЛБНП и вошёл в состав 77-й смешанной авиадивизии. С 7 октября 1941 года лётчики полка стали вылетать на боевые задания.
За два месяца боёв бомбардировщики уничтожили 128 фашистских танков и 99 автомашин с боеприпасами, 3 вражеских аэродрома и 3 батареи, штаб крупного воинского соединения, более 2000 немецких солдат, а также 4 моста, 9 переправ, 2 железнодорожных состава, 5 железнодорожных станций, на которых были сосредоточены войска и техника противника.
Из воспоминаний Алексея Павловича Абрамова: «Непогода, туман, плохая видимость, дождь, темень, не видно ни зги, а лететь бить фрицов надо, и мы летели. Некоторые за ночь делали по 3-4 вылета. За весь период боевых полётов (октябрь-декабрь) и базирования аэродрома на лесной поляне наш аэродром немцы ни разу не бомбили, потому что не находили его. У нас была хорошая маскировка. В основном, благодаря указаниям и требованиям командира. Если лётчик улетал ночью на боевое задание, то при возвращении на свой аэродром, он должен выйти на Калужскую дорогу, дойти до моста через реку Пахра и село Красная Пахра, а от моста взять курс на 90о, идти 5 минут и бортовыми огнями дать свой позывной. Тогда на аэродроме быстро выкладывали световые огни для посадки. Как только самолёт садился, огни быстро убирали. Днём самолёты были хорошо закрыты ветками. Если лётчик, выполняя задание, возвращался утром, когда рассветёт, то его специально вылетали «ловить», чтобы привести на свой аэродром. Очень много боевых ночных вылетов сделал полк и внёс свою лепту в оборону Москвы, для её защиты от немецких захватчиков».
В ходе кровопролитных боёв за Москву личный состав 606-го ЛБНП проявил беспредельный героизм и мужество: 40 человек были награждены орденами и медалями, 10 лётчиков и 15 штурманов погибли, защищая столицу.
С мая по октябрь 1942 года 606-й, но уже штурмовой авиационный полк вёл боевые действия в районах станций Западная, Завальная, на дорогах Помадово-Хатьково, Клиново, Сорокино, Доршего, а 9 июля 1942 года выполнил задачу по уничтожению 30 фашистских самолётов на аэродроме Брянска. В декабре 1942 года 606-й полк был переформирован, 15 января 1943 года прибыл на Воронежский фронт для борьбы с фашистами на Харьковском направлении и принимал участие в наступлении под Сталинградом. Жаркие были дни, когда лётчикам приходилось летать, как в песне поётся, «на честном слове и на одном крыле».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1943 года полку было вручено боевое знамя. Через год, 31 октября 1944 года, за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Рига и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета СССР наградил 606-й ШАП орденом Кутузова III степени.
За годы Великой Отечественной войны в списках отличившихся лётчиков полка есть один Герой Советского Союза, один кавалер ордена Ленина, 17 человек были награждены орденом Красного Знамени, 28 - орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, 47 - орденом Красной Звезды, 1 - орденом «Знак Почёта», 4 - орденом Славы, 28 - медалью «За Отвагу», 18 - медалью «За Боевые заслуги».
За годы войны полк потерял 117 человек. Вечная им память!
Сегодня мы склоняем головы перед героизмом и мужеством авиаторов полка, живых и павших. Ради нашего мирного будущего они сражались, горели в самолётах, умирали от ран в госпиталях. Это нам забывать нельзя.
АРТАМОНОВ Иван Андреевич
АРТАМОНОВ Иван Андреевич, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
ГРИБОВ Иван Карпович
ГРИБОВ Иван Карпович, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
Грибов Иван Карпович родился в 1906 году в Жлобине. С 15 лет работал батраком. В 1923 году был принят в школу фабрично - заводского обучения. По окончанию которой работал слесарем паровозного депо Жлобин. В 1924 году поступил в комсомол. Выполнял различные комсомольские поручения, избирался секретарём комсомольской ячейки. В 1926 году вступил в коммунистическую партию большевиков. До призыва в армию работал помощником машиниста паровозного депо. В 1928 году призван в ряды Красного флота. Служил в г. Кронштадт. После демобилизации поступил на работу в паровозное депо. Был избран секретарём парторганизации паровозного депо.
С начала Великой Отечественной войны мобилизован на флот. В августе 1941 года в боях с немецко-фашистскими захватчиками был тяжело ранен. С августа 1941 года по май 1942 года находился в госпитале на излечении. Демобилизован с армии по инвалидности.
С 1945 года был секретарём парторганизации паровозного депо Жлобин, инструктором политотдела Жлобинского отделения Белорусской железной дороги. В 1953 году избран секретарём райкома партии Жлобинской зоны. С октября 1955 года по июль 1961 года секретарь первичной партийной организации станции Жлобин. В 1961 году по болезни ушёл на пенсию.
Иван Карпович имеет правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией», медаль «25 лет Победы в Великой Отечественной войне», медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», юбилейная медаль «100-летие со дня рождения В.И. Ленина», медаль «60 лет Вооруженных сил СССР», медаль «70 лет Вооруженных сил СССР», награжден 2-мя Почетными грамотами Верховного Совета БССР.
Звание Почетного гражданина города присвоено 27.10.1988 года.
Умер 12. 09. 1990 года.
КАПУСТИН Александр Петрович
КАПУСТИН Александр Петрович, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
Капустин Александр Петрович. Белорусский писатель, фронтовик. Родился в деревне Старая Рудня Жлобинский район Гомельская область в крестьянской семье. Окончил 9 классов и отправился на фронт.
Во время Великой Отечественной войны в июне 1942 организовал в родной деревне комсомольско-молодежную подпольную группу. С ноября 1943 года находился на фронте и был контужен и трижды ранен. С 1 мая по 1 августа 1943 рядовой в партизанском отряде имени Будённого. С 1 августа по 25 ноября 1943 - командир отделения отряда имени Буденного в бригаде имени К. Е. Ворошилова. За заслуги был награждён орденом Отечественной войны I и II степеней, медалью «За отвагу». С 1946 по 1965 года работал в юстиции. В 1950 году окончил заочно Минскую юридическую школу. В 1955 окончил исторический факультет Гомельского учительского института, а в 1959 году Высшие юридические курсы в Москве. В 1965 году стал заведующим областной газеты «Гомельская праўда». С 1971 года работал старшим редактором, потом заведующим редакции науки и культуры БелТА. В 1973 работал секретарем еженедельника «Літаратура і мастацтва», с 1974 по 1980 заместитель главного редактора еженедельника. Член Союза писателей СССР с 1974 года.
Александр Капустин стоял у истоков детективной белорусской прозы. Переводил тексты с русского и польского языков на белорусский. С 1983 года почетный гражданин города Жлобина. Член Союза писателей и журналистов Беларуси. В 1948 году вышел первый рассказ «Калгасны конюх». Литературное наследие Александра Петровича - это 29 книг разных художественных стилей. Писал также юмористические рассказы. Автор многочисленных публицистических статей.
В честь него названа литературная премия. В 2018 году эту премию получил Н. В. Шуканов, редактор Жлобинской газеты «Новы дзень». 12 февраля, в день рождения Капустина, в библиотеке имени Крупской г. Жлобина состоялось вручение премии. Также в микрорайоне Рабочий Посёлок Жлобина имеется улица Капустина.
Умер 14 октября 1996 года.
КАРИБСКИЙ Петр Андреевич
КАРИБСКИЙ Петр Андреевич, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
Карибский Пётр Андреевич родился 12 июля 1923 года в Жлобине. До начала войны окончил 10 классов.
Когда началась Великая Отечественная война, вступил в Жлобинский истребительный батальон. Его зачислили в разведку. С августа 1941 года на фронте.
Образование получил в Ашхабадском пехотном училище. После восьмимесячного курса обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт, командиром взвода 34-й отдельной бригады морской пехоты. За освобождение города Сталино (сегодня – Донецк) дивизия, в которой воевал наш земляк, получила название «Сталинская». Дивизия освобождала Донецкую область, Запорожье, юг Украины. К этому времени уже старший лейтенант Петр Андреевич командовал пулеметной ротой.
В августе 1944 года Сталинская дивизия участвовала в Ясско-Кишиневской операции. Довелось Карибскому освобождать и родную Беларусь, затем была Польша. Закончил войну в Берлине, был командиром пулеметной роты, принимал участие в штурме имперской канцелярии.
Участник парада Победы на Красной площади в июне 1945 года.
С 1945 по 1953 год служил в армии, подполковник.
После демобилизации работал слесарем в Жлобинском вагонном депо. Был председателем колхоза «Белорусский коммунар» Ельского района. В 1983 году вышел на пенсию.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й, 2-й ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Звание Почетного гражданина города Жлобина присвоено в 1998 году. Именем Карибского названа одна из улиц города Жлобина.
В 2007 году Петра Андреевича не стало. В Жлобинском историко-краеведческом музее хранятся личные вещи, награды и воспоминания нашего земляка.
КОСТЕВ Михаил Порфирьевич
КОСТЕВ Михаил Порфирьевич, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
Костев Михаил Порфирьевич родился 29 ноября 1923 году в Жлобине. Окончил школу с похвальной грамотой.
В декабре 1941 года призван в ряды Советской армии и по май 1942-го был курсантом 2-го Ростовского артиллерийского училища, затем воевал на фронтах Великой Отечественной войны. в мае 1942 года – командир взвода 58-го ОПАБЮ, декабрь 1942 года – командир взвода 228 стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Харьковом, форсировал р. Прут, в боях за взятие Будапешта, Бухареста, Праги.
Демобилизовался в июне 1946 года.
Работал секретарём Жлобинского райкома комсомола, заместителем начальника политотдела отделения Белорусской железной дороги. С 1949 года - директор школы рабочей молодёжи, а с 1959-го - СШ № 6, которой руководил до 1985 года, а последующие десять лет трудился учителем истории.
Михаил Порфирьевич освоил и внедрил в учебный процесс передовые педагогические технологии. Многие его ученики стали высококвалифицированными специалистами в различных отраслях народного хозяйства.
Награждён двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Октябрьской революции, медалями, значком «Отличник народного образования».
Михаилу Порфирьевичу присвоены звания заслуженного учителя БССР и почётного гражданина Жлобинского района.
Умер 31 января 2001 года.
Именем Костева Михаила Порфирьевича названа СШ № 6 г. Жлобина.
ПАНЧЕНКО Николай Иванович
ПАНЧЕНКО Николай Иванович, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района.
ТАТАРИНОВ Александр Терентьевич
ТАТАРИНОВ Александр Терентьевич, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Жлобинского района, заслуженный врач БССР, кандидат медицинских наук.
Татаринов Александр Терентьевич родился 23 августа 1922 года в д. Нивы.
С 6-7 лет начал помогать родителям по хозяйству. До четвертого класса в школу весной и летом он ходил босиком, осенью и зимой – в лаптях. После окончания семилетки поступил в Гомельскую фельдшерскую школу и очень быстро понял, что медицина – его призвание и судьба. Фельдшерскую школу Александр Терентьевич окончил с отличием в июне 1941 года. Впереди было много планов в мирной жизни, но началась война.
Татаринов пошёл в военкомат и попросился добровольцем в армию. Но в той неразберихе его не успели призвать. Тогда он решил вернуться в родную деревню, куда отправился пешком. Когда в районе появились партизаны, Александр Татаринов стал их связным, а затем – бойцом диверсионной группы и медиком отряда «Смерть фашизму». В ноябре 1943 года партизаны соединились с частями Красной Армии. Александр Терентьевич и здесь был бойцом-санитаром. Свой первый бой на фронте принял около железнодорожной станции Останковичи. С поля боя под обстрелом выносил раненых. Через три недели и сам оказался в госпитале, получив сильную контузию.
В 1944 году Александру Татаринову было присвоено звание младшего лейтенанта медицинской службы. В ноябре 1944 года Александр Терентьевич снова был контужен. А затем тяжело заболел. Но в январе началось новое большое наступление – по освобождению Польши. И наш земляк снова попросился на фронт. В апреле 1945 года бои уже шли на подступах к Берлину.
Свой автограф на поверженном рейхстаге наш земляк оставил 3 мая 1945 года. К тому времени все стены этого здания на высоте до полутора метров были уже в автографах. А 9 мая официально объявлено об окончании войны.
В феврале 1946 года Александр Терентьевич Татаринов, демобилизовавшись, вернулся домой. Работать устроился фельдшером Жлобинской поликлиники, которая размещалась в ветхом деревянном здании. Из воспоминаний А.Т. Татаринова: «Мечта стать врачом никогда не покидала меня. Но осуществить её сначала помешала война, а потом решил, что из возраста студенческого я уже вышел, но будущая жена настояла на том, чтобы я продолжил учёбу. Она к этому времени уже была с дипломом педагога. И летом 1948 года я поступил в Минский медицинский институт. Чуть позже, в сентябре того же года, мы с Таней поженились. Учиться первое время было нелегко. Многие предметы пришлось повторять, начиная со школьной программы. А вот практика шла на отлично: выручала фронтовая “стажировка”».
Институт Александр Татаринов окончил с красным дипломом по специальности “хирургия” и настоял на том, чтобы ему дали направление в Жлобин. В июле 1955 года прибыл молодой хирург в Жлобинскую районную больницу. Находилась она в неприглядном одноэтажном здании. Операционная маленькая, лекарств и инструментов не хватает. Но при этом ни он, ни его коллеги не падали духом.
Александр Терентьевич поступил в аспирантуру, а после защиты диссертации получил заманчивое предложение – остаться в мединституте на кафедре госпитальной хирургии. Но и на этот раз не изменил своей малой родине. Работал до 78 лет хирургом, потом физиотерапевтом и только в 2004 году окончательно ушёл на пенсию.
Награждён многими боевыми наградами: орденами Красной Звезды, Отечественной войны I ст., медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы» и др.
За свой самоотверженный труд А.Т. Татаринов был удостоен высоких наград: Отличник здравоохранения Республики Беларусь, а затем и заслуженный врач РБ.
В августе 2002 года было присвоено звание Почётного гражданина г. Жлобина.
Умер в 2017 году.
АНДРУХОВ Андрей Семенович
АНДРУХОВ Андрей Семенович, участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 24.06.1945 г.
Родился Андрухов Андрей Семёнович в 1920 году в д. Шихов Жлобинского района. Окончил семилетку и фабрично-заводское училище в г. Жлобине. В Красной Армии с 1940 года, службу проходил около г. Каунас.
В конце 1941 года был направлен на учёбу в Москву осваивать реактивные миномёты («Катюши»).
11.09.1942 года в составе 92-го гвардейского миномётного полка направлен под Сталинград, где принимал участие в защите города-героя, а затем в контрнаступлении и окружении вражеской группировки войск.
Затем боях под Орлом и Курском, наступательной операции «Багратион», освобождении Гомеля, Жлобина, Бобруйска, Висла-Одерской и Берлинской операциях, штурме Берлина.
Демобилизовался в мае 1946 года в звании старший сержант.
Участник Парада Победы 24.06.1945 года в Москве, в составе полка I-го Белорусского фронта.
А.С. Андрухов награждён двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и др.
После войны до выхода на пенсию работал машинистом локомотивного депо.
МАРТЫНОВ Валентин Семенович
МАРТЫНОВ Валентин Семенович, участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 24.06.1945 г.
Мартынов Валентин Семёнович родился в 1924 году в с. Сетное Сумской области. Свою трудовую деятельность начал в июне 1941 года путевым рабочим 7-ой дистанции пути Рязано-Уральской железной дороги. В августе 1942 года поступил в Ленинградское военное училище им. Ленсовета, которое было эвакуировано в г. Уральск Западно-Казахстанской области.
После его окончания направлен на Карельский фронт в должности старшины 46-го гвардейского миномётного Свирского Краснознамённого полка, в котором прослужил с апреля 1943 года по апрель 1946 года. 46-ой миномётный полк участвовал в оборонительных боях с превосходящими силами противника, стремившегося захватить Кольский полуостров и г. Мурманск. В июне-августе 1944 года миномётный полк, где служил Валентин Семёнович, принимал активное участие в Свирско-Петрозаводской операции, за что получил почётное звание «Свирский».
После окончания войны с фашистской Германии 46-ой миномётный полк был переброшен на Дальний Восток, где в составе Забайкальского фронта участвовал в разгроме Квантунской Армии империалистической Японии.
За боевые заслуги В.С. Мартынов награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Японией».
Участник Парада Победы в г. Москве 24.06.1945 года в составе сводного полка Карельского фронта.
После войны до ухода на пенсию работал на железной дороге ст. Жлобин машинистом локомотива локомотивного депо.
ОСИПОВ Сергей Семенович
ОСИПОВ Сергей Семенович, участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы 24.06.1945 г.
Осипов Сергей Семёнович родился 11.01.1922 года в д. Кондыль Пензенской области. После окончания семилетней школы поступил в Пензенский строительный техникум, где проучился до января 1941 года.
С января по август 1941 год был курсантом Краснодарской ВАШП, по окончании школы пилотов направлен в авиационное училище, которое закончил 20.02.1943 года. Для прохождения службы направлен 165-ый авиаполк 16-ой Воздушной армии.
Боевое «крещение» состоялось на Курской дуге. В первом же воздушном бою сбил вражеский самолёт. В составе этого полка и армии прошёл всю войну, совершил 443 боевых вылета. После завершения войны служил в этой лётной части до увольнения в запас. За время войны ни разу не был сбит. Участник операций: Орловско-Курской, «Багратион», Висло-Одерской, Берлинской.
После войны служил в группе Советских войск в Германии до передислокации лётной части в г. Одессу, где прослужил до 1955 года до увольнения в запас в должности командира эскадрильи, воинское звание майор запаса.
Летал на всех типах самолётов истребительной авиации.
Награждён орденом «Красного Знамени», двумя орденами «Красной Звезды», орденами Отечественной войны I и II степени, а также многими медалями.
Участвовал в Параде Победы в г. Москве 24.06.1945 года в составе 5-го батальона сводного полка I Белорусского фронта.
В г. Жлобине проживал с 1955 года.
Умер в 1996 году.
ПАВЛОВ Владимир Борисович
ПАВЛОВ Владимир Борисович, участник Великой Отечественной войны, командир партизанского отряда имени М.В.Фрунзе.
Родился Павлов Владимир Борисович в 1916 году в д. Шапарня. В 1937 году был призван в армию. В 1939-м, после окончания Минского военного училища в качестве командира зенитного взвода, принимал участие в советско-финляндской войне, был командиром взвода.
23 июня 1941 года В.Б. Павлов, будучи командиром роты, принял бой в районе Слонима. Затем было отступление. Получив контузию, молодой командир попал в окружение. Так как фронт значительно отодвинулся на восток, он решил вернуться в родную деревню, где сразу же включился в активную борьбу с оккупантами. Там Владимир Борисович создал группу подпольщиков. Пополнили эту группу местные патриоты и люди из соседних деревень. Подпольщики узнали, что на брошенных воинских складах, расположенных в Лозовском лесу соседнего Буда-Кошелёвского района осталось много оружия и боеприпасов. Совершив туда несколько вылазок, патриоты создали недалеко от Шапарни тайник с оружием.
С наступлением весны 1942 года подпольщики перешли к активным диверсионным действиям. Они провели ряд боевых операций на территории Жлобинского и Рогачёвского районов. Под откос полетело несколько эшелонов, было уничтожено 10 автомашин. Народные мстители также осуществили успешную операцию по срыву заготовок хлеба для немцев. Одновременно велась работа с молодёжью деревень Жлобинского и Рогачёвского районов.
Осенью 1942 года В.Б. Павлов установил связь с прибывшим из-за линии фронта секретарём Жлобинского подпольного райкома партии И.А. Кришнёвым. От него Владимир Павлов получил задание сформировать партизанский отряд.
25 мая 1943 года был создан партизанский отряд № 266 имени М.В. Фрунзе (командир отряда В.Б. Павлов, комиссар В.И. Дубинин) 10-й Журавичской партизанской бригады, который действовал на оккупированной территории Жлобинского района.
В своих мемуарах командир Владимир Борисович Павлов вспоминает, как формировался отряд:
«…Здесь (в Жлобинском районе) важный железнодорожный узел, шоссейных дорог: через Гомель на Москву, Минск, Могилев, через Калинковичи на Одессу. Лучшего конечного пункта не найдешь. В мою родную деревню Шапарня мы прибыли в конце ноября месяца 1941 года.
Организовать подпольную группу было не так просто. Враг применял жесткие репрессии по отношению к партийно-советскому активу, который состоял в основном из местных жителей. Объявлялись и предатели, которые, не задумываясь, выдавали активистов на расправу врагу. Кое-кого из них нам удалось поймать и расстрелять…
В феврале месяце 1942 года мы приняли присягу, в которой клялись всеми силами вести непримиримую борьбу с врагом, временно захватившим нашу родную землю. В случае ареста поклялись умереть, но не выдать тайну.
Из окружающих нас никто не подозревал, что мы собираем оружие, боеприпасы и готовимся к диверсионной работе, что наша цель – организация партизанского отряда на левобережье Жлобинского района.
Долго мы обсуждали наши вопросы и пришли к выводу, что партизанский отряд будем создавать летом 1942 года после установления связи с партизанами других районов. А теперь на ближайший период главными задачами становилось: расширение нашей подпольной группы, усиление агитмассовой работы среди населения, развертывание диверсионной работы на шоссейной дороге Рогачев-Довск-Гомель и на железной дороге Жлобин-Гомель.
И вот 30 апреля 1943 года перед строем партизан я читал присягу, а партизаны громко и дружно повторяли за мной эти слова.
В мае месяце по нашей просьбе нас присоединили к 10-й партизанской бригаде, с этого времени мы стали отрядом № 266 имени Фрунзе…».
В мае 1943 года отряд провел операцию по захвату железнодорожной станции Хальч. Была сожжена большая фуражная база, её охрана захвачена в плен, взорваны путевые стрелки и сами пути. Фашисты были в ярости. Но разгромить партизан не смогли.
В июле 1943 года партизанский отряд разгромил в д. Денисковичи карательный отряд из 80 человек. Был захвачен обоз с оружием, взято 18 пленных фашистов, остальные перебиты, в том числе и начальник Жлобинской полиции обер-лейтенант Борис Шорин.
Осенью 1943 года разведка доложила, что в д. Бобовка прибыл батальон власовцев. Было принято решение разгромить его. Ночью партизаны окружили изменников Родины и нанесли им большой урон в живой силе. В этом бою погибли командир роты Семён Иванчиков и партизан Тихонович.
Вскоре партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной армии. На тот момент в отряде было 317 бойцов.
Владимир Борисович участвовал в боях за освобождение Могилёва, Барановичей, Щорса и др. населённых пунктов.
После освобождения Беларуси В.Б. Павлов был оставлен в Жлобинском районе партийным руководством для организации восстановления разрушенного хозяйства. Работал директором Хальчанской машинно-тракторной станции. В 1945 года работал заведующим межрайонного сельхозснаба Жлобинского и Стрешинского районов. В 1951 году работал по линии ликвидации детской беспризорности.
ЗЛЫНОВ Георгий Васильевич
ЗЛЫНОВ Георгий Васильевич, участник Великой Отечественной войны, комиссар партизанского отряда «Железняк», похоронен на гражданском кладбище.
Злынов Георгий Васильевич родился в 1909 году в д. Кабановка Жлобинского района в бедной крестьянской семье. Окончил четыре класса сельской школы. В 1927 году вступил в комсомол, был избран секретарём комсомольской ячейки. В 1931 году был призван в Красную Армию. Служил в Кронштадтском стрелковом полку, окончил полковую школу. Вступил в ряды коммунистической партии. После демобилизации вернулся в родную деревню. Был взят на работу пропагандистом Жлобинского райкома партии.
С конца июня 1941 года принимал активное участие в создании Жлобинского истребительного батальона. В народное ополчение вошли комсомольцы, школьники, пионеры, часть из которых Георгий Васильевич подготовил разведчиками. В сентябре 1942 года был организован переход подпольщиков в партизанский отряд, и в октябре 1942 года на Жлобинщине был организован партизанский отряд «Смерть фашизму». Злынов был политруком взвода разведки. С мая 1943 года после раздела этого партизанского отряда на два, назначен комиссаром партизанского отряда имени Железняка. За период партизанской деятельности бригада провела более 20 крупных боевых операций, разгромили 17 немецко-полицейских гарнизонов, пустили под откос 65 вражеских автомашин, уничтожили 36 шоссейных мостов. В ноябре 1943 года, после соединения бригады с частями Красной Армии, Георгий Васильевич был назначен секретарём Жлобинского райкома. Работал на разных партийных, административных, хозяйственных работах в районе. Был награждён именным пистолетом, который хранится в музее г. Минска.