Одно окно
Официальные документы
Личный прием
Прямая телефонная линия
Обращения граждан и юрлиц
Единый день информирования
Аукционы
Общественные обсуждения
Гуманитарное сотрудничество
Комиссия по противодействию коррупции
Диалоговая площадка
Информация о травматизме в Жлобинском районе за 9 месяцев
По данным завершенных расследований несчастных случаев за 9 месяцев 2024 года на территории Жлобинского района произошло семь случаев производственного травматизма.
24.04.2024г. травмирован вальцовщик ОАО «БМЗ-укх «БМК»: при строповке входной проводки стана с косым натяжением канатов оторвавшаяся проушина с такелажной скобой задела по касательной левую часть лица потерпевшего.
Причины несчастного случая:
01.06.2024г. пекарь Жлобинского хлебозавода филиал ОАО «Гомельхлебпром» поднимая упавший на пол сухарь, резко разогнувшись ударилась левой стороной головы о кронштейн.
Причина несчастного случая - личная неосторожность.
05.06.2024г. травмирован оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке ОАО «Жлобинмебель»: при укладке деталей к упорным штангам и включении цикла станка произошла фиксация двумя пневмоцилиндрами детали и пальца оператора.
Причина несчастного случая – допуск потерпевшего без обучения по вопросам охраны труда, допуск к работе без профессиональной подготовки.
24.06.2024г. лаборант по физико-механическим испытаниям ОАО «БМЗ-укх «БМК», пытаясь поправить захват машины разместила руку между частями оборудования и ошибочно нажала на кнопку пульта управления на сжатие детали, в результате чего пальцы левой руки оказались зажаты.
Причина несчастного случая - нарушение потерпевшей локальных нормативных правовых актов по охране труда, выразившееся в выполнении работ на оборудовании не убедившись в наличии всех соединений, в надежности крепления захватов и размещении руки между частями оборудования, которые могут приходить в движение относительно друг друга.
08.07.2024 г. при приближении к люку скотомогильника бригадира ОАО «Проскурнянский» произошел провал грунта, нога потерпевшей оказалась в яме, что привело к падению и травмированию.
Причины несчастного случая: неудовлетворительное техническое состояние сооружений, территории.
16.07.2024г. мастер филиала «Жлобинские электрические сети» при проведении осмотра ВЛ упал в заросшую травой яму, получив травму брюшной полости. Причина несчастного случая - личная неосторожность.
20.07.2024г. тракторист-машинист филиала «Папоротное-Агро» ОАО «БМЗ-укх «БМК» при переводе вручную культиватора из рабочего положения в транспортное травмировал правую руку. Причина несчастного случая - нарушение потерпевшего локальных нормативных актов по охране труда (перевод рабочих органов прицепных и навесных машин в рабочее или транспортное положение не из кабины трактора).
17.08.2024г. оператор механизированных и автоматизированных складов ОАО «БМЗ-укх «БМК», двигаясь быстрым шагом, оступившись, упала, в результате чего получила травму левого надколенника. Причина несчастного случая - нарушение потерпевшей локальных нормативных актов по охране труда (передвигалась по территории, не соблюдая схему пешеходного движения на территории предприятия).
В целях устранения причин несчастных случаев и предупреждения подобных происшествий рекомендуем провести следующие мероприятия:
Типичные нарушения правил охраны труда, пожарной, и электробезопасности, санитарных норм и правил, выявляемые мобильной группой райисполкома
В случае не устранения нарушений, выявленных мобильной группой райисполкома, в адрес контролирующих (надзорных) органов направляются материалы для привлечения к административной ответственности должностных лиц субъектов хозяйствования.
Изменение в Правилах расследования и учета несчастных случаем на производстве и профессиональных заболеваний
Типичные нарушения законодательства при соблюдении законодательства об оплате труда
Типичные нарушения законодательства при соблюдении минимальной заработной платы
Результаты анализа соблюдения минимальной заработной платы показывают, что не смотря на то, что минимальная заработная плата относится к государственным гарантиям по оплате труда (ст.56 ТК), наниматели нарушают требования законодательства в этой сфере, в отдельных случаях по причине неправильного применения норм законодательства.
К типичным нарушениям законодательства в части соблюдения минимальной заработной платы, относятся:
не начисление доплаты до минимальной заработной платы работнику, отработавшему не полную месячную норму по уважительным причинам (выполнение работником работы на условиях неполного рабочего времени, нахождение его в отпуске, отсутствия на работе в связи с временной нетрудоспособностью и др.);
начисление доплаты до минимальной заработной платы не в полном объёме (не начисление доплаты за отработанное сверхурочное времени, применение нормы рабочего времени не соответствующего плановой норме времени установленной работнику);
неправильное применение месячной и часовой минимальной заработной платы при определении размера доплаты (работнику, которому установлена месячная тарифная ставка, доплата рассчитывается с применением часовой минимальной заработной платы и наоборот).
В целях исключения подобных нарушений рассмотрим примеры расчета доплаты.
Справочно:
расчетная норма рабочего времени при пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье в июне 2024 года – 160 часов (20 дней);
месячная минимальная заработная плата в июне 2024 г.- 626,0 рублей;
часовая минимальная заработная плата для пятидневной рабочей недели – 3,73 руб. (626,00 руб/(2016 ч/12мес.)).
Например, если работник, оплата труда которого производится на основе месячной тарифной ставки, при пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье, в июне 2024 г. отработал 14 дней по 8 часов (всего 112 часов), а 6 дней был временно нетрудоспособен, размер начисленной заработной платы должен быть не менее 438,20 руб. (626 руб./160 часов х 112 часов). В аналогичной ситуации работнику, оплата труда которого производится на основе часовой тарифной ставки, размер начисленной заработной платы должен быть не менее 417,76 руб. (3,73 руб. х 112 часов). Начисление пособия по временной нетрудоспособности производится в установленном порядке.
Если работник, оплата труда которого производится на основе месячной тарифной ставки, при пятидневной рабочей неделе с выходными днями в субботу и воскресенье, в июне 2024 г. отработал 166 часов (20 дней), в том числе 6 часов сверхурочной работы, размер начисленной заработной платы должен быть не менее 649,48 руб. (626 руб./160 часов х 166 часов). В аналогичной ситуации работнику, оплата труда которого производится на основе часовой тарифной ставки, размер начисленной заработной платы должен быть не менее 619,18 руб. (3,73 руб. х 166 часов).
Напоминаем, что начисление заработной платы ниже размера минимальной заработной платы, установленного в соответствии с законодательством, влечёт административную ответственность должностных лиц в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей.
Заработная плата «в конверте»
Получая заработную плату «в конверте» - Вы лишаете себя будущего
Соглашаясь на зарплату «в конверте», в обход уплаты положенных социальных отчислений и подоходного налога человек обрекает себя на жизнь вне правил.
Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты «в конверте», наниматель в качестве аргумента высказывает мнимую заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник лишается многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым и иным законодательством.
У работника, получающего от нанимателя зарплату «в конверте»:
Не соглашайтесь на заработную плату «в конверте», подумайте о своем настоящем и будущем.
Информация о травматизме за 2024 год
В Гомельской области за 2024 год, пострадало в результате несчастных случаев на производстве 214 человек, погибло на производстве 14 человек.
Рост количества травмированных на производстве наблюдается в организациях республиканской (с 68 до 72 работников, коммунальной (с 89 до 93 человек) и частной форм собственности ( с 40 до 49 травмированных). Также допущен рост числа погибших в организациях частной формы собственности (с 2 до 5 работников).
Особую тревогу вызывает увеличение в 3 раза как общего числа травмированных на производстве в состоянии алкогольного опьянения с 2 работающих в 2023 году до 6 в 2024 году, так и погибших в таком состоянии с одного до 3 работников. Случаи травмирования и гибели на производстве в состоянии алкогольного опьянения допущены в организациях республиканской и коммунальной форм собственности.
Анализ документов несчастных случаев по Гомельской области за 2024 год указывает, что основными причинами явились нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований локальных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда – 33,5% (в то время, как по республике 22,%), личная неосторожность потерпевшего – 11,5% (по республике - 23,1%), невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 8,2 % (по республике - 6,4%).
О выплате заработной платы
Сроки выплаты заработной платы. Обеспечение выплаты заработной платы
Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц (статья 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями она должна производиться накануне их.
Несоблюдение нанимателем требований по выплате работникам заработной платы в установленные сроки является нарушением законодательства о труде и влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Надзор за соблюдением законодательства о труде входит в компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, должностные лица которого имеют право привлекать к установленной законодательством административной ответственности лиц, допустивших нарушения трудового законодательства.
Если вам не выплатили заработную плату, вы можете обратиться с понедельника по пятницу с 08.00 до 13.00 в структурное подразделение Департамента с учетом места регистрации нанимателя:
Брестское областное управление – 80162 553360;
Витебское областное управление – 80212 379094;
Гомельское областное управление – 80232 346089;
Гродненское областное управление – 80152 559452;
Минское областное управление – 8017 2031276;
Могилевское областное управление – 80222 243257;
Минское городское управление – 8017 2202671;
Центральный аппарат Департамента – 8017 3064120
Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2023 г. № 3 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы», постановлением Совета Министров от 23.03.2023 № 203 определены порядок вынесения и исполнения требования о выплате заработной платы и порядок вынесения решения о взыскании заработной платы.
Так, получение информации о невыплате или неполной выплате нанимателем в установленный срок заработной платы, полученной от правоохранительных, иных государственных органов, организаций или физических лиц, а также размещенной в СМИ в соответствии с постановлением является основанием для начала проведения Департаментом государственной инспекции труда мероприятий по подтверждению факта невыплаты заработной платы.
Департамент выносит обязательное для исполнения нанимателем требование об устранении нарушений не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем получения документального подтверждения факта задолженности по заработной плате.
Срок устранения нарушения устанавливается требованием и, как правило, не превышает 15 рабочих дней.
В случае неисполнения нанимателем требования об устранении нарушений в установленный в нем срок, Департамент не позднее десяти рабочих дней со дня истечения этого срока вправе вынести решение о взыскании заработной платы.
На основании решения возбуждается исполнительное производство. Взыскание задолженности по заработной плате будет осуществляться судебными исполнителями в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
График заседаний комиссии по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости при Жлобинском райисполкоме
Г Р А Ф И К
заседаний комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при Жлобинском райисполкоме на 2025 г.
Месяц
Дата проведения
январь
31.01.2025г
апрель
10.04.2025г
июль
25.07.2025г
ноябрь
28.11.2025г
Оплата труда в реальном секторе экономики
С января 2010 года в отношении организаций в реальном секторе экономики осуществляется политика либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширения прав нанимателей в стимулировании их труда. Это определено Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда». В организациях сняты ограничения по формированию тарифной части заработной платы и ограничения по включению выплат стимулирующего характера в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
В соответствии со ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей в проверяемом периоде) (далее – ТК), формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.
Оплата труда руководителей коммерческих организаций регламентируется статьей 64 Трудового кодекса Республики Беларусь, в которой установлено, что размеры оплаты труда руководителя организации определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора (контракта).
Собственники имущества частной формы собственности, негосударственной формы собственности и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, самостоятельно определяют условия оплаты труда руководителей. Руководителям организаций государственной формы собственности и организаций, в уставном фонде которых доля собственности составляет 50 и более процентов, устанавливают условия оплаты труда в соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров от 8 июля 2013 г. № 597 (далее – Постановление № 597). Собственники имущества иных форм собственности также могут устанавливать условия оплаты труда в соответствии с Постановлением № 597, если это предусмотрено локальными правовыми актами организации.
Разъяснения, комментарии Министерства труда и социальной защиты по вопросам оплаты труда в реальном секторе экономики https://www.mintrud.gov.by/ru/oplata-truda-v-realnom-sektore-economiki-ru
Информация о среднемесячной заработной плате в Жлобинском районе
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Жлобинскому району за январь-декабрь 2024 г. составила 2127,7 руб. и увеличилась на 19,3 % по сравнению с январем-декабрем 2023 г.
Рост реальной заработной платы за 2024 г. составил 112,9 %.
За декабрь 2024 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Жлобинскому району составила 2564,1 руб.
По уровню среднемесячной заработной платы Жлобинский район занимает четвертое место среди районов области (после Речицкого, Светлогорского и Мозырьского районов).
Труд молодежи
Информационное письмо «О соблюдении требований законодательства при организации деятельности студенческих отрядов» от 23.05.2023 №02-07/426
Трудоустройство молодежи
Труд несовершеннолетних
Средства индивидуальной защиты
Охрана труда
О реализации Декрета № 6
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) предусматривает внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Декрет № 6 принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов» (далее – Закон от 28 мая 2021 г.).
Декрет № 6 вступил в силу 24 октября 2021 г.
Новации Декрета № 6:
определены требования к характеристике;
установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее – государственные организации);
установлено, что нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей;
дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
Разъяснение по применению Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»
Институт наставничества
По вопросу совершенствования института наставничества во всех отраслях экономики, в части материального стимулирования и определения иных форм поощрения за наставничество, Министерством труда и социальной защиты совместно с Федерацией профсоюзов Беларуси подготовлено информационное письмо от 11 февраля 2022 г. № 4-1-12/684/01-09/23 «Об институте наставничества».
Правовые гарантии семьям, воспитывающим детей инвалидов
В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
наниматель обязан по желанию работника предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы (ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусь);
при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время (ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь);
наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. Такой отпуск предоставляется в течение календарного года в период, согласованный сторонами (ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусь);
наниматель может привлекать женщину, имеющую детей-инвалидов до 18 лет, к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку только с ее письменного согласия (ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусь);
наниматель обязан по заявлению работника ежемесячно предоставлять один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования, в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34. (ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь);
наниматель обязан предоставлять по заявлению работника один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34 (ч. 2 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь);
запрещается отказывать одиноким родителям в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 268 Трудового кодекса Республики Беларусь);
не допускается расторжение трудового договора с одиноким родителем, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по инициативе нанимателя в связи с сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42) и в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 42 Трудового кодекса (ч. 3 ст. 268 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Работающие отцы, воспитывающие детей без матери (в связи с ее длительным (более месяца) пребыванием в организации здравоохранения и по другим причинам), одинокие родители, а также опекуны (попечители) детей имеют право на гарантии, предоставляемые законодательством, коллективным договором, соглашением работающим женщинам-матерям. (ст. 271 Трудового кодекса Республики Беларусь).
График выезда мобильной группы Жлобинского райисполкома
План работы мобильной группы Жлобинского райисполкома по оказанию практической и методической помощи в обеспечении соблюдения законодательства об охране труда в организациях всех сфер деятельности
в 1-м квартале 2025 г.
№
п/п
Наименование посещаемой организации*
1.
КСУП «Краснобережский»
2.
ОАО «СМТ – 40»
3.
СУП «Жлобинметаллургстрой»
4.
ДРСУ-149
5.
ГП «ПМК-71»
6.
МПООО «Мэта»
7.
ГЛХУ «Жлобинский лесхоз»
8.
ТУП «Металлургтранс»
9.
ЧСУП «Спыну»
10.
ОАО "Жлобинмебель"
11.
ОАО «Жлобинский завод Свет»
12.
ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат»
13.
ОАО "Жлобинское АТП"
14.
Филиал ОАО «Рогачевский МКК» Жлобинский молочный завод
15.
КЖЭУП «Жилкомсервис два»
16.
ОАО «БЕЛФА»
17.
филиал «Жлобинавтотранс» ОАО «Гомельоблавтотранс»»
18.
ОАО «Свердловский»
19.
СУП «Агро-Коротковичи»
20.
ОАО «Щедринское»
21.
ОАО «Проскурнянский»
22.
Жлобинский хлебозавод-филиал РУП «Гомельхлебпром»
23.
СУП «Папоротное»
24.
ОАО «Жлобинский агротехсервис»
25.
Филиал ООО «Производственная технологическая компания «Модерам-Запад» г.Жлобин
* в плане возможны изменения
Автоматизированная информационная система «Мониторинг условий труда на производстве»
Оплата труда в бюджетной сфере
С 1 января 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» определена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы.
Оплата труда производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку.
Заработная плата работников бюджетных организаций состоит из:
- надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавки за работу на условиях контрактной формы найма, за ученую степень и ученое звание, доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.);
- надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы: до 5 лет - 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 до 15 лет - 20 процентов, от 15 лет и выше - 30 процентов,
- премии. На выплату премий направляются средства в размере 20 процентов от суммы окладов работников. Кроме того на премирование направляются неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда.
Указом № 27 также предусмотрены:
- единовременная выплата на оздоровление, которая выплачивается работнику, как правило, при уходе в трудовой отпуск из расчета 1 оклада в год;
- оказание материальной помощи, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями. На эти цели направляются средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.
Конкретные размеры, порядок и условия выплаты премий, материальной помощи, а также порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.
Указом № 27 расширены права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по определению размеров и порядка осуществления надбавок и доплат работникам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных средств, не запрещенных законодательством.
Разъяснения, комментарии Министерства труда и социальной защиты по вопросам оплаты труда в бюджетной сфере https://www.mintrud.gov.by/ru/oplata-truda-v-budzhetnoj-sfere-ru
Базовая ставка
Размер базовой ставки установлен:
с 01.01.2023 г. – 228,00 рублей
с 01.09.2023 г. – 235,00 рублей
с 01.01.2024 г. – 250,00 рублей
с 01.09.2024 г. – 253,00 рублей
с 01.01.2025 г. – 270,00 рублей
Перечень учреждений образования, осуществляющих переподготовку на базе высшего образования по специальности «Охрана труда»
Наименование учебного заведения
Адрес,
контактный телефон
Срок обучения
Специальность
Институт повышения квалификации и переподготовки
УО «Гомельский государственный технический университетимени П.О. Сухого»
г. Гомель, ул. Барыкина, 269
8 (0232) 251720
e-mail: ipk.gstu.by
19 месяцев
«Охрана труда в машиностроении и приборостроении»
УО «Белорусский государственный университет транспорта»
г. Гомель, ул. Кирова, 34
8 (0232) 95 25 32, 95 39 51
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
«Охрана труда на железнодорожном транспорте»
ГУО «Университет гражданской защиты Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»
г. Минск
ул. Машиностроителей, 25
8 (17) 3453349, 340 69 55
e-mail: ucp.by
«Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»
г. Минск, пр. Независимости,99
8 (017) 374 44 84, 385 9101
e-mail:bsatu.by
«Охрана труда в сельском хозяйстве»
ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь»
г. Минск, ул. В. Хоружей, 29
8 (017) 334 94 58, 334 48 56
e-mail: ripk.by
ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности
«Кадры индустрии»
г. Минск, ул. Карбышева, 25
8 (017) 348 30 61, 272 51 78
e-mail: ki.by
«Охрана труда в строительстве»
УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения
«ГАЗ-ИНСТИТУТ»
г. Минск, 1-ый Твердый пер., 8
8 (017) 348 98 85, 364 29 61
e-mail:gazinstitut.by
«Охрана труда в энергетике»
УО «Белорусский государственный
технологический университет»
г. Минск, ул. Свердлова, 13а
8 (029) 122 81 03
e-mail:belstu.by
«Охрана труда в лесном хозяйстве и производстве изделий из древесины»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
УО «Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы»
г. Гродно, ул. Врублевского, 33
8 (0152) 48 5954
e-mail: ipo.grsu.by
ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусско-Российского университета»
г. Могилев, пр. Мира, 43
8 (0222) 25 08 30,
8 (029) 631 80 96 (МТС)
e-mail: ipk.mogilev.by
20 месяцев
УО «Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия»
Могилевская область,
г. Горки, ул. Мичурина, 5
8 (02233) 7 9775
e-mail: baa.by
УО «Витебский государственный
г. Витебск,
ул. Московский пр-т, 72
8 (0212) 49 53 69, 49 53 68
e-mail: fpk.vstu.by
УО «Полоцкий государственный университет»
Витебская область
г. Новополоцк,
ул. Блохина, 29
8 (0214) 505731, 50 57 30
e-mail: psu.by
22 месяца
«Охрана труда на нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях»
УО «Брестский государственный технический университет»
г. Брест, ул. Московская, 267
8 (0162) 32 17 21, 32 17 19
e-mail: ipk.bstu.by
«Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы
Учреждения образования, осуществляющие переподготовку по специальности «Охрана труда»
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в целях оказания методической помощи нанимателям в разработке СУОТ подготовлены и приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации.
Они охватывают все основные направления работы по охране труда в организации – в частности, разработку мероприятий, нацеленных на предупреждение профессиональных рисков, определение полномочий должностных лиц по вопросам охраны труда, контроль за исполнением мер по профилактике производственного травматизма и их эффективностью.
В Рекомендациях сделан акцент на усиление личной ответственности работников за соблюдение требований по охране труда путем введения персонифицированного учета нарушений. Также в Рекомендациях заложены подходы к организации профилактики производственного травматизма, объединяющие три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства, предусмотренные в Концепции «Нулевой травматизм» (Vision Zero).
Рекомендации по улучшению ОТ на основе колдоговоров
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс), другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере охраны труда.
2. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания практической помощи организациям при подготовке раздела «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора и соответствующих приложений к нему.
Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РАЗДЕЛА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА «УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА»
3. Согласно Трудовому кодексу коллективный договор – локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
4. Исходными данными для разработки предложений по улучшению условий и охраны труда в коллективный договор организации являются:
5. Предложения по вопросам улучшения условий и охраны труда, подготовленные структурными подразделениями с участием профсоюзов, направляются в комиссию организации по ведению коллективных переговоров и подготовке коллективного договора, которая рассматривает их и включает в установленном в организации порядке в проект коллективного договора.
6. Сроки обсуждения предложений устанавливаются сторонами коллективного договора.
Глава 3
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА «УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА»
7. Содержание раздела коллективного договора «Улучшение условий и охраны труда» определяется сторонами в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда, с учетом положений генерального, тарифных и местных соглашений.
8. В раздел коллективного договора «Улучшение условий и охраны труда» и приложения к коллективному договору могут включаться следующие мероприятия:
8.1. разработка, внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда, своевременное принятие управленческих решений по совершенствованию системы управления охраной труда на основе мониторинга факторов, влияющих на охрану труда; 8.2. обучение работников по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209), подготовка персонала, занятого на опасных производственных объектах по промышленной безопасности в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);
8.3. организация контроля за соблюдением требований по охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7, 8/10400);
8.4. систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости и предпринимаемых профилактических мерах; 8.5. создание условий для участия работников организации, профессиональных союзов, иных представительных органов работников в системе управления охраной труда, сотрудничестве с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, предупреждении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8.6. улучшение условий и охраны труда в соответствии с планом мероприятий по охране труда согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям. Указанный план разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 111 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2014, 8/28334);
8.7. задания по высвобождению женщин с тяжелых физических работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом требований списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, установленного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 35 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2014, 8/28913) и постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22874);
8.8. задание по снижению количества рабочих мест с вредными условиями труда;
8.9. обеспечение условий для деятельности общественных инспекторов по охране труда;
8.10. участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда на территориальном или отраслевом уровне в соответствии с Примерным положением о проведении смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 96; 8.11. предоставление компенсаций по условиям труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии с перечнями профессий и должностей работников;
8.11.1. которым предоставляется компенсация в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием в связи с вредными и (или) опасными условиями труда согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям. При решении вопросов предоставления названной компенсации следует руководствоваться Положением о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2014 г. № 491 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.05.2014, № 5/38890), перечнем производств, работ, профессий и должностей, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания и рационами лечебно-профилактического питания, выдаваемого бесплатно работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 2014 г. № 51/41 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2014, № 8/28919);
8.11.2. занятых на работах с вредными веществами, дающих право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами, (далее – молоко) согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. При решении вопросов бесплатного обеспечения работников молоком следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 29, 5/10048) и перечнем вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 34/12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 8/7942);
8.11.3. которым предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и дополнительный отпуск за особый характер работы согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям или приложению 10 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 8/18326) (далее – Инструкция). Предоставление названных дополнительных отпусков осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 27, 5/26661);
8.11.4. имеющих право на компенсацию по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени согласно приложению 11 к Инструкции. Предоставление названной компенсации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления работникам компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени и списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2014, 8/28922); 8.11.5. имеющих право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно приложению 12 к Инструкции. Конкретный размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г. № 575 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.06.2014, 5/39000);
8.12. предоставление смывающих и обезвреживающих средств работникам в соответствии с перечнем профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением кожных покровов, согласно приложению 5 к настоящим Рекомендациям. Обеспечение работников названными средствами осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 41, 8/20379);
8.13. бесплатная выдача работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с перечнем профессий и должностей работников, которым выдаются бесплатно средства индивидуальной защиты, согласно приложению 6 к настоящим Рекомендациям. Работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 68, 8/20390);
8.14. обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательное государственное страхование и другие виды добровольного страхования.
9. В план мероприятий по охране труда, предусмотренный согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям, могут включаться следующие мероприятия:
9.1. приведение территории организации в соответствие с требованиями Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 8/9818), а также осуществление мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий;
9.2. устройство, расширение, реконструкция и оснащение помещений для отдыха, обогрева (охлаждения), укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; 9.3. приведение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в производственных, санитарно-бытовых и других помещениях, переходах, проездах и других местах, где возможно нахождение работников, в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов;
9.4. приведение в соответствие с требованиями по охране труда рабочих мест, технологических процессов, оборудования и других объектов производственного назначения, обеспечение взрывопожарной безопасности объектов, выполнение других мероприятий, направленных на устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда, в том числе: 9.4.1. перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников: например, приведение рабочих мест, оснащенных компьютерами, в соответствие с требованиями Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59; 9.4.2. замена, модернизация производственного оборудования, эксплуатация которого связана с риском травмирования и гибели работников; внедрение промышленных роботов, автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, технологическими процессами, средствами транспортировки и подъема, с целью обеспечения безопасности работающих, в том числе механизация и автоматизация работ с повышенной опасностью и работ, которые связаны с физической и нервно-психической перегрузкой; 9.4.3. внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током; 9.4.4. оборудование рабочих мест в целях обеспечения безопасности выполнения работ на высоте в соответствии с Правилами охраны труда при работе на высоте, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 8/6199); 9.4.5. установка ограждений опасных зон, устройств управления, подверженных случайному включению (выключению), изготовление защитных устройств или барьеров для предотвращения контактов с движущимися частями оборудования, предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений);
9.4.6. устройство новых и реконструкция эксплуатируемых отопительных и вентиляционных систем, тепловых, водяных и воздушных завес в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
9.4.7. нанесение на производственное оборудование, коммуникации и другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности; 9.4.8. снижение уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового) на рабочих местах; 9.4.9. подготовка и реализация дополнительных мер, обеспечивающих безопасные условия труда, при отсутствии соответствующих норм в нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах; 9.5. приведение в соответствие с требованиями по охране труда санитарно-бытового обеспечения работников, в том числе: 9.5.1. расширение, реконструкция бытовых зданий и помещений: гардеробных, умывальных, душевых, бань, парильных (саун), туалетов, комнат личной гигиены женщин, помещений для содержания средств индивидуальной защиты (хранения, стирки, чистки, ремонта, восстановления пропиток, дезинфекции, обезвреживания), приема пищи (столовых, буфетов) и других в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов; 9.5.2. устройство сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной (подсоленной) воды, организация питьевого водоснабжения работников;
9.6. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 5/26866), паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 36, 8/10592); 9.7. вывод из эксплуатации объектов производственного назначения, не обеспечивающих безопасности труда и не подлежащих по своему техническому состоянию реконструкции или капитальному ремонту; 9.8. организация в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний работников, пропаганда знаний и передового опыта по охране труда, в том числе: 9.8.1. создание специальных рабочих мест, мастерских, участков для производственного обучения безопасным методам и приемам труда;
9.8.2. организация кабинетов, уголков, лабораторий по охране труда, в том числе передвижных, оснащение их необходимыми техническими средствами, в том числе для обучения и проверки знаний (тренажерами, макетами, наглядными пособиями, демонстрационной аппаратурой, нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, справочной литературой и тому подобным). Требования к организации работы и оснащению кабинетов охраны труда установлены Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 8/1528); 9.8.3. приобретение транспортных средств для оборудования передвижных кабинетов и лабораторий по охране труда, тренажеров для обучения работников, плакатов по охране труда, знаков безопасности; 9.8.4. разработка, издание (тиражирование) инструкций по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 29, 8/20258);
9.8.5. организация и проведение работы по пропаганде в области охраны труда (выставки, смотры-конкурсы, семинары-совещания, лекции, доклады и другие мероприятия), создание кино- и видеофильмов.
10. В коллективном договоре могут предусматриваться дополнительные, предоставляемые нанимателем, компенсации работникам по условиям труда сверх установленных законодательством, в том числе:
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление; – предоставление работникам дополнительной специальной одежды и других средств индивидуальной защиты; а также:
– выплата, помимо установленного законодательством возмещения вреда, материальной помощи работнику, утратившему профессиональную трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; – оказание помимо помощи, установленной законодательством, различных видов социальной помощи семьям погибших на производстве (единовременная помощь, выплата ежемесячного пособия детям, потерявшим кормильца, выделение бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение и другое).
Приложение 1
к Рекомендациям по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
N п/п
Наименование мероприятий
Стоимость выполнения мероприятий
Срок выполнения мероприятий
Ответственные лица за выполнение мероприятий
Ожидаемая социальная эффективность мероприятий
Отметка о выполнении
планируемая
фактическая
1
2
3
4
5
6
7
8
Примечание. В графе 7 отражается ожидаемая социальная эффективность мероприятия, в том числе количество работников, условия труда которых планируется улучшить, количество работников, условия труда которых планируется привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ ВЫДАЕТСЯ БЕСПЛАТНО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ ЗА РАБОТУ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Наименование производства
Наименование профессии, должности
Количество работников
Номер рациона лечебно-профилактического питания
Приложение 3 к Рекомендациям по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ с вредными веществами, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОКОМ ИЛИ РАВНОЦЕННЫМИ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ
Наименование структурного подразделения
Наименование профессии должности
Пункты перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилакти-ческих целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов
Наименование вредных веществ
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и дополнительный оптуск за особый характер работ
Максимальная продолжительность дополнительного отпуска, (календарных дней)
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ СМЫВАЮЩИМИ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, А ТАКЖЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ
Наименование профессий и должностей работников
Наименование смывающих и обезвреживающих средств
Количество выдаваемых смывающих и обезвреживающих средств
Приложение 6
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ БЕСПЛАТНО ВЫДАЮТСЯ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ НОРМАМ
Код профессии (должности) по ОКРБ 006-2009
Основание для выдачи средств индивидуальной защиты
Наименование средств индивидуальной защиты
Маркировка по защитным свойствам
Норма выдачи
Примечание. В графе 4 указываются типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, пункт Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты или пункт норм бесплатного обеспечения работников организации (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты.
Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) Концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Нулевого травматизма»:
1. Стать лидером – показать приверженность принципам Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда на вашем предприятии.
Каждый работодатель, директор и менеджер несёт ответственность за охрану труда на предприятии. Качество руководства определяет не только практику в области охраны труда, но и собственную привлекательность, успешность и устойчивость. Оно требует открытого взаимодействия и чёткой культуры управления. Качественное руководство характеризуется в том числе предсказуемостью, последовательностью и вниманием к деталям. Директора и менеджеры показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами менеджеры, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.
2. Выявлять угрозы – контролировать риски
Оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно должны оцениваться аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации.
Вы поступаете рационально, анализируя угрозы и риски, чтобы предупредить производственные аварии и сбои, что позволяет вам оценивать потенциальные факторы риска, а также определять и документировать необходимые превентивные меры. Поэтому этим инструментом сегодня пользуются во всём мире.
Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.
3. Определять цели – разрабатывать программы
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе.
Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы.
Существует несколько вариантов целенаправленного программного подхода: вы ставите целью неуклонное снижение числа производственных аварий, либо вы выделяете вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, эксплуатации вилочных погрузчиков и использованию индивидуальных средств защиты или снижению уровня загрязнения рабочей среды пылью. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что на предприятии предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
Систематическая работа по совершенствованию охраны труда на предприятии – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя. Имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!
Вам помогут перечни контрольных вопросов. Тем, кто хочет добиться большего, следует создать систему управления охраной труда как основу для постоянного совершенствования. Успешный аудит после её внедрения открывает путь к сертификации и признанию.
5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием
Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы. Кроме того, должно учитываться влияние производственной среды на здоровье работников. Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников. Естественно, не всегда имеется возможность использовать новейшие технологии. В таких случаях необходима модернизация. Уже доказала свою состоятельность практика информирования отдела снабжения о том, что на первом месте должны стоять вопросы безопасности и что безопасное оборудование должно быть частью любого производственного процесса. Необходимо помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания, поскольку проведению этих работ зачастую препятствует конструктивные особенности объекта либо они проводятся без использования средств защиты или с их использованием в неисправном состоянии. Администрация предприятия должна не допускать подобных ситуаций.
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.
После аварии часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и производственное оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Руководство компании несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности на предприятии и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям. Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении представителей руководства и администрации предприятия!
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!
Поощрение сотрудников к соблюдению правил техники безопасности является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников. Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам. Повышению мотивации способствует проведение регулярных интерактивных мероприятий и информационных дней, в ходе которых можно приобрести практический опыт и знания об охране труда. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию. В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе. Цель заключается в том, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного»!
Оценить свой уровень выполнения «золотых правил» можно перейдя по ссылке: http://visionzero.global
Присоединиться к сообществу «Vision Zero» и получить доступ к эксклюзивному загружаемому контенту вы можете по ссылке: http://visionzero.global/ru/
К сведению работников
Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
СТАТЬЯ 11. Право работающего на охрану труда
Работающий имеет право на:
Работник помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право на:
Работающий по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующий под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором.
СТАТЬЯ 19. Обязанности работающего в области охраны труда
Работающий обязан:
заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
Работник помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности:
Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
СТАТЬЯ 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
Работодатель обязан:
Наниматель помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности по:
Работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда.
СТАТЬЯ 18. Права работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право:
Наниматель помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда.
Основные правовые акты по охране труда
Перечень основных нормативных правовых актов по охране труда, разъяснения и комментарии к нормативным правовым актам
https://mintrud.gov.by/ru/ohrana-truda-ekspertiza-uslovij-truda-ru
Информационные письма Департамента государственной инспекции труда
https://ktzsz-gomel.gov.by/uslugi-komiteta/ohrana-truda/informatsionnye-pisma/
Системы оплаты труда и совершенствование материального стимулирования работников
СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ
С 1 июня 2011 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда», который явился логичным продолжением начатой с 1 января 2009 года либерализации оплаты труда.
Данный документ расширил права нанимателей в части формирования условий оплаты труда их работников и предусмотрел рекомендательный характер по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
В качестве методологической базы при разработке коммерческими организациями локальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда, могут использоваться рекомендации, разработанные Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь:
Как построить в организации эффективную систему оплаты труда?
http://mintrud.gov.by/ru/oplata_truda_v_realnom_sektore_ekonomiki
Проверка знаний по вопросам охраны труда
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда» руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссии организаций без ведомственной подчиненности, наниматели – физические лицапроходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года.
В Жлобинском районе проверка знаний по вопросам охраны труда проводится комиссией для проверки знаний по вопросам охраны труда Жлобинского райисполкома.
Лицам, прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда установленного образца.
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов (Скачать)
Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов (Скачать)
Вопросы и ответы для инженеров по ОТ
Общие вопросы по охране труда
Основные положения трудового права
Расследование несчастных случаев
Погрузочно-разгрузочные работы
Электробезопасность
Пожарная безопасность
Знаки безопасности
Наряд-допуск
ОТ при эксплуатации автомобилей
ОТ при работе на высоте
Инструмент слесарно-монтажный
Инструмент ручной электромеханический
Инструмент ручной пневматический
Вопросы и ответы для руководителей и специалистов
Обучение по вопросам охраны труда можно пройти в учреждениях образования (на платной основе)
Прохождение проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. О возможности прохождения проверки знаний необходимо уточнять в самих учреждениях образования.
График
заседаний комиссии Жлобинского районного исполнительного комитета для проверки знаний по вопросам охраны труда
в 1 квартале 2025 г.
Место и время проведения
31 января 2025 г.
Управление по труду, занятости и социальной защите Жлобинского райисполкома
(ул.Урицкого, 90, актовый зал)
время проведения 14:00
28 февраля 2025 г.
28 марта 2025 г.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
Комиссия для проверки знаний по вопросам охраны труда Жлобинского районного исполнительного комитета
Прошу Вас провести проверку знаний по вопросам охраны труда следующих работников:
- Фамилия Имя Отчество, должность, вид проверки знаний (первичная/периодическая)
- и т.д.
Юридический адрес организации, контактный телефон, факс, электронный адрес.
Вид деятельности.
Руководитель организации подпись расшифровка подписи
Исполнитель, тел.
Заявление о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда представляется на фирменном бланке организации в управление по труду, занятости и социальной защите Жлобинского райисполкома (г.Жлобин, ул.Урицкого,90), факс 22320, 25410
телефон для справок 22320, 25410
Минимальная заработная плата
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена правовая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.
Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора.
Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом.
Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.
Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной минимальной заработной платы на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года, установленной для соответствующих категорий работников нанимателем в соответствии с законодательством о труде, и количества месяцев календарного года, а также изменяется нанимателем при изменении размера месячной минимальной заработной платы, в том числе в связи с индексацией месячной минимальной заработной платы.
Месячная минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе месячных тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Часовая минимальная заработная плата применяется в отношении работников, оплата труда которых производится на основе часовых тарифных ставок (окладов, должностных окладов).
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется с учетом отработанного рабочего времени.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой). При определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) в размере начисленной заработной платы работника не учитываются выплаты компенсирующего характера и выплаты, не связанные с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора, перечень которых утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 68.
Информация о размере минимальной заработной платы в 2025 году
Период
Размер месячной минимальной заработной платы (руб.)
Примечание
726,0
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2024 г. № 801
Минимальная заработная плата за 2016–2025 годы
Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками
С 1 января 2012 года применяются Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.12.2011 № 135.
Рекомендации по перечню документов,
обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками
Рекомендации по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками, разработаны в целях оптимизации и совершенствования работы по ведению кадрового делопроизводства индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями, его упрощения, а также создания более удобной системы ведения документов кадрового делопроизводства.
В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) сфера действия Трудового кодекса распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь.:p>
Согласно статье 1 Трудового кодекса нанимателем является юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
К нанимателям – физическим лицам относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве таковых на основании статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
К микроорганизациям относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (статья 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
Полный состав кадровой документации, необходимой для регулирования трудовых отношений между нанимателем – индивидуальным предпринимателем или микроорганизацией и работниками, зависит от сферы деятельности нанимателя, местности, условий труда и ряда других факторов.
Трудовым кодексом определен ряд документов, наличие которых является обязательным для нанимателя. Ведение таких документов позволяет нанимателю юридически грамотно выстроить взаимоотношения с работниками, минимизирует риски по трудовым спорам, является основанием для реализации работниками социальных прав (назначение пособий, пенсий и т.д.).
К таким документам рекомендуется относить:
1.Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Письменные трудовые договоры (контракты).
3. Штатное расписание.
4. Приказы (распоряжения) по личному составу (о заключении, изменении, прекращении трудового договора, о предоставлении отпусков, о командировке, о применении (снятии) дисциплинарного взыскания и другие).
5. Основания к приказам по личному составу (докладные записки, заявления, акты, трудовые договоры, объяснительные записки).
6. Трудовые книжки (вкладыши к ним) работников.
7. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
8. Уведомление работника о продлении контракта, заключении нового контракта, о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта.
9. Заявления работников о предоставлении отпуска.
10. Табель учета использования рабочего времени.
11. Расчетные листки.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в процессе трудовых отношений у индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций может возникать обязанность оформления иных документов.
К документам, которые становятся обязательными при определенных обстоятельствах, рекомендуется относить, в частности:
1. Должностные инструкции работников (если все должностные обязанности работников не отрегулированы в трудовых договорах).
2. Договоры о полной коллективной или индивидуальной материальной ответственности работников (если у нанимателя работают сотрудники, являющиеся материально ответственными лицами).
3. График сменности (если работа носит сменный характер).
4. Положение об оплате труда и премировании (если какие-либо из условий оплаты труда и премирования, которые применяются у нанимателя, не отрегулированы ни в одном другом документе, например, в трудовом договоре).
Необходимость оформления (наличия) иных документов кадрового делопроизводства, возникающая по конкретным ситуациям в процессе трудовой деятельности, определяется нанимателем в соответствии с законодательством о труде.
Например:
при переводе работника на другую должность в соответствии со статьей 30 Трудового кодекса Республики Беларусь требуется согласие работника, которое выражается письменным заявлением, заключение трудового договора, издание приказа (распоряжения) о переводе на другую должность, внесение записи в трудовую книжку;
при установлении работнику в соответствии со статьями 32 и 67 Трудового кодекса Республики Беларусь совмещения нанимателю необходимо в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами уведомить работника письменно не позднее чем за один месяц об изменении существенных условий труда (установлении совмещения), в случае согласия работника требуется издание приказа (распоряжения) об установлении совмещения;
при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда - издать приказ об его увольнении в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Трудового кодекса, произвести окончательный расчет, внести запись в трудовую книжку и выдать ее работнику в день увольнения.
Унифицированные формы документов, рекомендуемые для применения в деятельности организаций всех организационно-правовых форм, содержатся в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 (с последующими изменениями и дополнениями).
___________________________________
[1] Приказы о предоставлении отпусков могут быть заменены на записки об отпуске, форма которой утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 октября 2010 г. № 139.
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
- наниматель обязан по желанию работника предоставить трудовой отпуск за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы (ст. 166 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- при составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время (ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. Такой отпуск предоставляется в течение календарного года в период, согласованный сторонами (ст. 189 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- наниматель может привлекать женщину, имеющую детей-инвалидов до 18 лет, к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку только с ее письменного согласия (ст. 263 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- наниматель обязан по заявлению работника ежемесячно предоставлять один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счёт средств государственного социального страхования, в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34. (ч 1. ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- наниматель обязан предоставлять по заявлению работника один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определённых Инструкцией о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34 (ч. 2 ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- запрещается отказывать одиноким родителям в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 268 Трудового кодекса Республики Беларусь);
- не допускается расторжение трудового договора с одиноким родителем, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по инициативе нанимателя в связи с сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42) и в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 42 Трудового кодекса (ч. 3 ст. 268 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Изменения в законодательстве Трудового кодекса 2020 года
Информационные письма